Кладбище как место где совершается погребение умерших известно с глубокой древности. В христианской Церкви для этого существуют особые для этого места – кладбища. После совершения погребения усопших христиане воздвигали над их могилами памятники, которые состояли из камней. Определение места для кладбища происходило в соответствии с законом. Так как совершать погребение в черте города не дозволялось, то христианские кладбища как правило располагались вне пределов населенных пунктов. Это подтверждают сохранившиеся произведения христианских авторов и найденные останки древних христианских кладбищ.
В первые века существования христианства при церквях могли быть погребены только останки императоров. Впоследствии (с VIII века) из христианских катакомб стали переносить тела святых мучеников в городские храмы. Вместе с этим стали образовываться кладбища и в городах, это было связано с тем, что во время нападения варваров нахождение за городом становилось опасным.
Первое городское кладбище возникло в 619 г. До этого умершие христиане погребались в катакомбах. Помимо своего прямого предназначения, где совершалось погребение умерших, древние христианские кладбища так же служили местом, где совершались богослужения. Эта традиция возникла по причине безопасности кладбищ для проведения собраний христиан в период гонений, потому, что там находились останки мучеников. Этот обычай сохранялся, не смотря на многочисленные запрещения участия в богослужебных собраниях на кладбищах постановлениями императоров.
Вышеописанные обычаи и традиции явились основанием для возникновения законов, которые запрещали открывать кладбища в черте города, исключения делались для некоторых монастырей. При сельских храмах допускалось совершать погребение священнослужителей.
При кладбищах возводятся храмы и часовни, в которых совершаются церковные богослужения и обряды. В случае закрытия кладбища оно не может обращаться в пахотное поле или использоваться для строительства. Согласно христианской традиции в Православной Церкви гроб располагается так, чтобы ноги усопшего были обращены на восток, а голова на запад.
Кладбища – это те священные места для христиан, где покоятся тела их предков, погребенные в часовнях и на первых порах, по преимуществу, в пещерах и катакомбах. Эти места погребения усопших носили название усыпальниц. Сюда приводила христианскую мысль вера в будущее воскресение тел, затем понятие о смерти, как дне рождения для лучшей, духовной и вечной жизни. Это побуждало христиан первых веков смотреть с особенным почтением на умершее тело собрата, в противоположность язычникам — римлянам и германцам, сжигавшим тела своих умерших, как прах, которому на земле нет более места, — и окружать умершее тело особенной заботливостью.
Исторически известно, что катакомбы, действительно, были теми самыми древними кладбищами, или места покоя, где сохранялись кости первых христиан мучеников
У отцов церкви 3 века упоминается об обычае христианском закрывать глаза усопшему, смывать уста, обмывать и помазывать тело елеем, одевать его в новые, лучшие одежды, украшать голову усопшего венками, зажигать перед ним свечи, воскурять фимиам, давать в руки крест, читать над ним Священное Писание и петь священные песни.
Тертуллиан свидетельствует, что при погребении усопшего присутствовал священник и, по большей части, вместе с верующими совершал Литургию. Освященное, таким образом, тело усопшего сопровождалось торжественным шествием с воскурением фимиама до места вечного его упокоения в пещеры и катакомбы. Теперь христиане с ужасом отвращались от языческого обычая — бросать трупы бедных людей в те общие ямы, в которых язычники оставляли гнить тела умерших. Кроме того, они научены были, что не должно полагать одно мертвое тело на другое, а чтобы каждый умерший имел свое особенное место, где он покоился бы один в ожидании дня воскресения.
Такова была заботливость первых христиан об усопшем теле собрата. Поэтому клир Римский, посылая во времена гонений послание к Карфагенскому клиру, напоминает ему, что нет обязанности выше той, чтобы погребать мучеников и других христиан. Зная теперь о том почтении, какое воздавалось усопшему христианину, и о том погребении его, какое оказывалось в первые века христианства, нам не представляются удивительными и те усилия, какие предпринимались для погребения умерших.
В этом случае они подражали еврейским и египетским обычаям — отводить для своих умерших лучшие сооружения, какие только могли построить. Для древних евреев гробницы были предметом гораздо большей заботливости, чем дом. Кроме того, Белэ доказывает существование катакомб в Карфагене, а Ренан видел их в Финикии, Малой Азии, заключающих в себе их огромное число. Они были даже у Этрусков, которым приписывают восточное происхождение, и, наконец, они являются с известного времени в Риме.
Во времена Римской империи, восточные религии, по преимуществу, привлекали к себе сердца римских граждан странности своих обрядов и таинственности своего учения, и это нравилось Римлянам до того, что некоторые из них совершенно приняли эти религии, научились некоторым внешним их обрядам, привыкли к их обычаям и, по образцу восточных народов, тоже стали погребать своих умерших в пещерах или катакомбах или зарывать в землю.
В 3 веке по Рождества Христовом не было более распространенного обычая, как погребать своих усопших в землю. Поэтому поля в окрестностях Рима были изрыты в то время во всех направлениях. Христианские подземельные кладбища были обширнее всех прочих, в эти усыпальницы христиане имели обычай приходить и совершать в них Богослужение, особенно во время гонений.
Если и были иногда случаи, что христианские гробницы отделялись одна от другой; то таких случаев было очень мало; большей частью с самых первых времен Христианства было в обычай группироваться около своего Епископа или мученика. Таким образом произошли в Христианстве те собрания гробов, которым обыкновенно давали названия усыпальниц или мест покоя, которые как прежде, так и ныне, церковными и гражданскими законами почитались за священные места.
В Минске и минском районе расположены следующие кладбища:
Вы можете подать записки онлайн для поминания в храм Спиридона Тримифунтского
Как доехать ?
Проезд от ст. метро Каменная горка:
троллейбусы: 13, 18, 21
автобус: 42