В постановлениях Апостольских излагаются образцы молитв, употребляемых при совершении таинств и других священнодействий. Тексты молитв по своему содержанию разделялись на молитвы славословия, благодарения и прошения; в них христиане выражали не только свои собственные религиозные чувства, но молились друг за друга.
В этом случае они руководствовались мыслью, что вся церковь и каждый отдельный человек – ее член, как тесно связанное целое, стремится к одной общей цели, что каждый член церковного общества в успехах другого видит улучшение себя, а в несчастье его участвует как бы в своем собственном. В таких молитвах, христиане, осознавая свое бессилие, просили Бога о всех нуждах своих и нуждах тех из братии, с которыми они находятся в единении через Иисуса Христа. Такие молитвы церкви становились более угодными и сильными перед Богом.
Поэтому Апостол Павел просит Солунскую церковь, чтобы она молилась о нем: братие, молитесь о нас, — или Колосскую церковь: в молитве терпите, бодрствуя в ней с благодарением: молясь и о нас. О таковой молитве, бывшей в общественном Богослужении, свидетельствуют отцы и учители церкви 2 и 3 веков: Тертуллиан, Ориген, Киприан Карфагенский, Дионисий Александрийский и другие. «Мы молимся, говорит Тертуллиан, за императоров, за их правителей, за их властей, о пребывании настоящего века, о всеобщем мире, об отдалении кончины». «Мы всегда просим и воссылаем молитвы, пишет Киприан Карфагенский, об усмирении врагов, о ниспослании дождей, об удалении или уменьшении бедствий, днем и ночью беспрерывно и неослабно молимся, ходатайствуя и умоляя Бога и о вашем мире и спасении».
О просительной молитве за других, употребляемой христианами при общественном церковном собрании, кроме отцов церкви говорят все древние Литургийные кодексы, дошедшие до нас. Так как одни из братии наших уже оставили нас и перешли в другой мир, а другие остаются с нами; то молитва просительная разделяется на два вида: на молитву за живых, где мы просим у Бога всего полезного для их духовных и телесных нужд, и на молитву за умерших, где мы просим у Бога оставления их грехов и избавления их от мук ада.
Хотя некоторые христианские церкви не признают молитв за умерших, приводя в доказательство то, что «ходатайства людей за людей перед Богом не могут изменить определения Божии о вечной участи человека, и потому безполезны и даже неуместны при ходатайстве за всех единого Ходатая Бога – Христа Иисуса». Но их положение неверно потому, что если вообще молитва верующих друг за друга имеет благотворную силу; то тем более молитва святых о грешных.
В приходе храма святителя Спиридона Тримифунтского г. Минска регулярно проводятся богослужения. Вы можете подать записки с именами для поминания в нашем храме.
Молитва праведного за другого сильна перед Богом, как сделавшаяся участником плодов дела Христова. Если мы уверены, что чем теснее наше общение со Христом, тем больше мы принимаем участия в делах Его, — праведники же находятся с Ним в самом тесном общении; отсюда и молитва их бывает сильна на столько, насколько они участвовали в деле Христовом. В силу такого основания ходатайственная молитва друг за друга с самого начала христианства входила уже в состав Христианского Богослужения.
Сам Иисус Христос молился за всех учеников и за церковь. Святые Апостолы внушали христианам молиться друг за друга. Тертуллиан говорит: «муж ежегодно совершает память о жене и приносить жертву, и наоборот жена тоже ежегодно приносит жертву за мужа умершего». В постановлениях Апостольских есть уже определенные молитвы за умерших. Святой Иоанн Златоуст прямо называет молитвы за умерших установлением Апостольским. «Не напрасно, говорит он, установлено Апостолами творить перед страшными тайнами поминовение об усопших. Они знали, что велика бывает польза для усопших, великое благодеяние».
В состав Богослужения входили и входят молитвы к Божией Матери, к Ангелам и Угодникам Божьим. Нет надобности говорить, что религия христиан проповедует единого Бога, славимого в Троице. Поэтому всякая христианская молитва есть собственно молитва к единому Богу, славимому в трех лицах.
Эти молитвенные обращения к святым нисколько не противоречат словам Апостола о едином Ходатае Спасителе мира. Иисус Христос называется единым Ходатаем перед Богом за людей, как Искупитель человечества. Никто из святых не может быть сравниваем в этом отношении с Спасителем рода человеческого. Молитвы к ним основываются на ходатайстве перед Богом Сына Божия и, обращенные к ним, в строгом смысле относятся к единому Богу, дивному во святых своих. Если мы ублажаем, просим и благодарим святых; то не как богов каких, по самому существу своему, не как благодетелей, могущих помогать нам своей собственной силой.
В своем обращении к ним Православная церковь просит их только быть нашими ходатаями перед Богом, как имеющих дерзновение к Богу и сильных благодатью Христа, так что все, просимое у них, мы получаем в силу заслуг Иисуса Христа, Который один есть наш единственный Ходатай и без Которого мы беспомощны.
Такое понятие о молитве, обращаемой к Божией Матери, к Ангелам и угодникам Божиим, раскрывается во всех памятниках древности. В постановлениях Апостольских говорится: «при принесении бескровной жертвы вспоминаются Пророки, Апостолы, мученики и исповедники с тем, чтобы через их молитвы Бог принял наши молитвы». «Мы молимся, — говорит Кирилл Иерусалимский, объясняя Литургию новокрещеным, о прежде почивших, во первых, о патриархах, пророках, Апостолах, мучениках, чтобы их молитвами и предстательством Бог принял моление наше».
«При трапезе Господней, говорит блаженный Августин, мы вспоминаем святых мучеников не для того, чтобы молиться за них, как за друзей, в мире почивших, а для того, чтобы они молились за нас, чтобы, по их молитвам, Бог принял и наши молитвы». Блаженный Иероним говорит: «если Апостолы и мученики могут молиться за других, еще сами оставаясь в живых, когда они должны молиться за себя самих; то насколько сильнее они могут предстательствовать, получив венцы, после побед и торжеств».
Как доехать ?
Проезд от ст. метро Каменная горка:
троллейбусы: 13, 18, 21
автобус: 42