hram-minsk.by

РО «Приход храма святителя Спиридона Тримифунтского в г. Минске Минской епархии Белорусской Православной Церкви»

Контакты
Минск +375(44) 555-999-6 hram.spiridona@gmail.com г. Минск, ул. Бурдейного, 22-202
Соцсети

Молитва

Молитва – это выражение благоговейных чувств человека к Богу. Сущность молитвы состоит в сознании личности и присутствии Бога, а так же внутреннего единения человека с Богом. Молитва существовала еще во времена ветхозаветной Церкви. Это касалось совершения молитвы в определенные часы дня, богослужений, которые совершались в Иерусалимском храме и т.д. Для христианина образцом молитвы является Молитва Господня или «Отче наш».

Что такое молитва

Святые говорили, что молитва – это истинное богословие. То есть они связывали богословие, богопознание, духовный опыт и молитвенное пребывание или молитвенное обращение к Богу. Все эти элементы духовной жизни во многом зависят друг от друга. Молитва может носить характер частный, то есть это молитва домашняя или мысленное, уединенное обращение к Богу, а так же молитва может быть частью богослужения, совершаемого в храмах.

Молитва – это духовная работа, она требует приложения усилия, внимания, сосредоточенности, искренности и терпения. В таком случае мы можем получить то, что называется плодами молитвы. К плодам молитвы святые отцы относят внимание и умиление.

В Постановлениях Апостольских говорится: « при принесении бескровной жертвы вспоминаются Пророки, Апостолы, мученики и исповедники с тем, чтобы через их молитвы Бог принял наши молитвы». «При трапезе Господней, говорит блаженный Августин, мы вспоминаем святых мучеников не для того, чтобы молиться за них, как за друзей, в мире почивших, а для того, чтобы они молились за нас, чтобы по их молитвам, Бог принял и наши молитвы». Блаженный Иероним говорит: «если Апостолы и мученики могут молиться за других, еще сами оставаясь в живых, когда они должны молиться за себя самих, то насколько сильнее они могут предстательствовать, получив венцы после побед и торжеств».

Господи помилуй

Эта формула молитвы при всей своей краткости заключает в себе искреннее признание всей нашей беспомощности и греховности и твердую надежду на то, что Бог, к Которому мы взываем, поспешить к нам на помощь во всех наших нуждах и во всех опасностях, угрожающих нашей душе. По способу выражения эта молитва встречается ранее Христианства. Почти что теми же словами, какие употребляет Христианская Церковь, молился Исайя, взывая: Господи, помилуй ни, на Тя бо уповахом, и Варух молился: услышь, Господи, и помилуй). Это скорбный вопль всех несчастных, это воззвание, обращенное в Новозаветной церкви к Искупителю.

Эта молитва введена при Богослужении с самой глубокой древности. Древняя церковь употребляла это воззвание, имея в виду еще и оглашенных. Постановления Апостольские так изображают порядок молитв за оглашенных: «диакон громким голосом возглашает целый ряд прошений; за ним и после каждого прошения хор детей пел: «Господи помилуй», и весь народ вслух повторял те же слова». Первоначально Христианское богослужение давало место этому воззванию в Евхаристическом Богослужении.

На западе, по словам ученых археологов, Папа Сильвестр ввел это воззвание на Литургии около 320 г., заимствовав его от греков, которые давали место этому воззванию при всяком Богослужении. Касательно того, сколько раз нужно повторять это воззвание, в древности не было положительного правила. Восточная церковь повторяет эту молитву 3 раза, желая выразить этим свое учение о троичности Лиц и единстве Божества и свою твердую надежду, что Господь, которого мы умоляем, придет на помощь к нам во всех обстоятельствах жизни. Иногда она употребляется 12 раз, как более усиленное воззвание, по числу часов в продолжение дня и ночи, или до 40. В Западной церкви, во времена папы Григория Великого, относительно того, сколько раз должна быть произносима молитва: «Господи помилуй» при папском Богослужении, принадлежало самому папе и певчие пели эту краткую молитву до тех пор, пока он не давал знака окончить.

Благодарственная молитва

Сам Божественный Установитель истинного поклонения и святые Его ученики и Апостолы в христианских собраниях возносили свои хвалебные молитвы в честь Бога Отца, Творца и Промыслителя, возбуждали ими и питали христианское одушевление ради чести и славы Существа всесовершенного и дивного в делах своих. Далее, когда человек рассматривает благодеяния Божии, так щедро всюду изливаемые; тогда у него является чувство благодарности, которое выражается молитвой к Богу Благодетелю, так милосердно ниспосылающему ему все благодеяния. В этой молитве он выражает чувство любви, радости в Боге и Христе, чувство довольства Божественным мироправлением, чувство своей благоговейной преданности Богу. А когда человек осознает свою виновность перед Богом, чувствует свою греховность; тогда у него является раскаяние искреннее желание приближения к Богу и соединения с Ним.

Такое состояние выражается в покаянной молитве к Богу. Если человек нуждается в чем-либо и не находит себе помощи и спасения; тогда он опять обращается с молитвой к Богу Помощнику и Благодетелю всех, выражает свое чувство в молитве просительной, где испрашивает себе благ во внешней жизни, утешения и спасения в нужде и опасности, а особенно благодатной помощи; молится о просвещении, об укреплении веры, о помощи в подвигах добра и о прочих дарах благодати. Одним словом, всякое религиозное движение души человека выражается молитвой; и без молитвы нельзя представить разумного Богослужения. От того мы и видим, что не было религии на земле, которая не сопровождалась бы молитвой. В христианской церкви Богослужение, совершаемое в духе и истине, по преимуществу должно сопровождаться молитвой, которая тем более должна получить важное значение и широкое применение в христианском Богослужении, что соборную молитву заповедал Сам Иисус Христос.

Господь освятил молитву своим примером и заповедал совершать ее Апостолам. Получив заповедь от Божественного Основателя молиться, Апостолы, в свою очередь, сами заповедали христианам возносить Богу при Богослужении молитвы, моления, прошения и благодарения. История первых христиан подтверждает нам, что древние христианские собрания сопровождались по большей части молитвой к Богу. Тогда, при Апостолах и после них, всякое религиозное собрание христиан открывалось и заканчивалось молитвой, как свидетельствуют отцы церкви первых веков.

Иустин мученик, описывая собрания христиан, говорит: «потом, т.е., по окончании поучения, мы все встаем и молимся.» Он упоминает даже о главной благодарственной молитве, которую произносил предстоятель церкви над принесенными дарами и после которой весь народ отвечал: «аминь».

Тертуллиан говорит: «вечеря начинается молитвой к Богу, потом вкушают пищу, но не забывают, что и ночью надо быть на молитве.» Климент Александрийскй, говоря о церкви, называет ее собранием людей, занятых молитвами, составляющих как бы один общий голос. Ориген говорит: «у христиан молитва должна начинаться славословием, переходить в благодарение и заканчиваться прошением.»

Вы можете подать записку онлайн для поминания в храм Спиридона Тримифунтского.

Поделиться ссылкой:

Священник Александр Пальчевский, настоятель Прихода храма святителя Спиридона Тримифунтского в г. Минске

error: Content is protected !!