Святитель Спиридон отошел ко Господу около 348 года на месте своего архиерейского служения в Тримифунте, где до сих пор в монастыре, посвященном святителю, можно видеть мраморный саркофаг — первоначальное место его захоронения.
В конце VII века по причине арабского нашествия на Кипр святые мощи были перенесены в Константинополь; вероятно, это произошло в 691 году, когда по указу императора Иустиниана II началось массовое переселение киприотов. За время пребывания в царственном граде святые мощи не раз меняли место своего нахождения.

Успение Спиридона Тримифунтского
Подать записку онлайн в храм Спиридона Тримифунтского г. Минска:
выберите валюту пожертвования
Мощи святителя Спиридона Тримифунтского
Мы не располагаем историческими сведениями о том, какой храм первым оказал гостеприимство святому. В дальнейшем святые мощи почивали в женском монастыре Богородицы Обрадованной (Благодатной) близ монастыря Христа Человеколюбца, как о том свидетельствует рукопись 12 века.
Русский путешественник архиепископ Новгородский Антоний около 1200 года совершил путешествие в Константинополь и упоминает в своих заметках «Книга паломник», что святые мощи святителя Спиридона находились под престолом в храме Богородицы Одигитрии.
В 14-15 веках, то есть в последнее столетие перед падением Константинополя, святыня хранилась в соборной церкви Святых Апостолов — втором по значимости (после Святой Софии) храме столицы. Здесь им поклонялись русские путешественники Стефан Новгородец (1350), диакон Игнатий из Смоленска (1389), дьяк Александр (1391-1395) и иеродиакон Троице-Сергиева монастыря Зосима, совершивший паломничество на Восток в 1419-1422 годах.
После взятия Константинополя турками в 1453 году служащий священник храма Святых Апостолов Георгий Калохеретис сокрыл в мешках мощи святителя Спиридона и святой царицы Феодоры (восстановившей почитание святых икон в 843 году) и перенес их через Фракию и Македонию в Эпир.
Там он оставался два года, а затем в 1456 году ради большей безопасности переправился на остров Керкиру, где поместил мощи в храме святителя Афанасия у городских оборонительных сооружений столицы острова – города Керкиры.
В 1480 году священник передал мощи святителя Спиридона по наследству своим сыновьям Луке и Филиппу, которые решили перевезти их в Венецию. Об этом их намерении свидетельствует указ Венецианского Дожа от 14 мая 1489 года. Но настоятельные просьбы жителей острова одержали верх, и великая святыня осталась на острове.
Примерно в это же время святые мощи были перенесены в храм Архистратига Михаила, бывший тогда кафедральным собором Керкиры.
В 1512 году Лука передал свои права на владение частью мощей святителя в качестве приданого своей племяннице Асимине-дочери Филиппа. Так Асимина оказалась полноправной обладательницей святых мощей святителя, а после заключения брака со Стаматисом Вулгарисом указала в своем завещании от 25 ноября 1571 года, что святыня будет передаваться по наследству ее детям и внукам. В собственности семьи Вулгарисов святые мощи оставались до 1925 года, когда они были переданы Керкирской Церкви.
На протяжении трех с половиной веков семья Вулгарисов выступала в роли хранителя великой святыни. Складывалось так, что хотя бы один из членов этой семьи был священником и служил у святых мощей святителя. В 1527-1531 годах Стаматис Вулгарис построил храм в честь святителя в пригороде святого Рока, в который и перенес святыню, где она хранилась до 1575 года.
Во время первой осады острова турками в 1537 году мощи временно переносились в Старую Крепость, в храм святых Бессребреников. В 1575 году по причине строительства венецианскими властями новых оборонительных сооружений храм святителя Спиридона был разобран, а святые мощи были перенесены в храм святителя Николая в пригороде Керкиры – Гарице.
Где находятся мощи Спиридона Тримифунтского
Позже Артемий и Николай Вульгарисы выступили инициаторами строительства нового храма святителя Спиридона, который был возведен на средства, собранные верующими, и в 1589 году освящен. С тех пор святые мощи почивают в этом величественном храме.
Перед этими нетленными мощами святителя Спиридона верующий испытывает священный трепет и благоговение, а рационалист приходит в замешательство и начинает задумываться над таким непривычным ему феноменом.
Дело в том, что на протяжении стольких веков после кончины святителя его тело остается нетленным и мягким. Об этом свидетельствуют сегодня священники, хранители честных мощей святителя, а от прошедших веков до нас дошли письменные свидетельства различных авторов. Приводим здесь некоторые из них:
- Жизнеописание Спиридона Тримифунтского
- Житие Спиридона, написанное Феодором, епископом Пафа на Кипре
- Свидетельства IV-V века о святителе Спиридоне
- Лаврентианское Житие Спиридона Тримифунтского
- Ямбическое житие святителя Спиридона Тримифунтского
Выдающийся Патриарх Иерусалимский Нектарий (1661-1669) замечал по этому поводу: «…и у нас чудотворец Спиридон на Керкире почивает как живой… и до сегодняшнего дня (вот уже как тысячу триста лет), имея плоть свою мягкой».
Римо-католический миссионер аббат дон Лоренцо Миниати писал: «Тело святителя Спиридона до сегодняшнего дня (1663) сохраняется столь живым и нетленным, что если дотронуться до мягкой телесной ткани на икре его ноги, то она отступает под давлением пальца и возвращается затем на свое место, и это несмотря на то, что жил он в эпоху Первого Вселенского Собора».
Подписывайтесь на нас в Instagram
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Подписывайтесь на наш канал в Youtube
Евгения ЖУКОВА
Вы можете подать записки онлайн для поминания в храм Спиридона Тримифунтского.
Поделиться ссылкой: