Главная / О Спиридоне Тримифунтском / Церковь святителя Спиридона Тримифунтского

Церковь святителя Спиридона Тримифунтского

В 1456 году, три года спустя после захвата Константинополя османами, проехав материковую Грецию, свя­щенник Георгий Калохэретис перенес на Керкиру (Корфу) святые мощи святителя Спиридона и святой царицы Феодоры.

Как отмечает автор Истинного изложения,«.. .некий благочестивый пресвитер одной церкви в Кон­стантинополе по имени Георгий Калохэретис, презрев всякое иное богатство, позаботился только о том, чтобы спасти от той варварской бури положенные в его церкви мощи Спиридона Великого и Феодоры ца­рицы, и с Божией помощью доставил их невредимыми в Эпир. Но поскольку варвары-турки наводнили всю Грецию, избегая их, верный и благочестивый Калохэретис решил переправиться на Корфу.. .».

Первое письменное свидетельство о присутствии на Керкире мощей относится к 1489 году, тридцать три года спустя после перенесения их на остров. Речь идет о двух документах центральной венецианской администрации, относящихся к тяжбе между священником Григорием Полиевктом с сыном и наследни­ком Георгия Калохэретиса, священником Филиппом. В своем оправдательном решении в пользу Филип­па Калохэретиса Совет Десяти опирался на предыдущее по времени решение вайлоса (правителя) Кор­фу Фомы Мемоса по подобной тяжбе. Фома Мемос был вайлосом Корфу в 1467 — 69 гг.; таким образом у нас есть свидетельство о наличии святых мощей на острове примерно за двадцать лет до издания документов в 1489 году.

Очень быстро мощи святителя Спиридона становятся центром религиозной жизни Керкиры, а святи­тель — покровителем города и острова. Вокруг мощей складывается особое почитание, которое свидетельствует о благочестии и уважении керкирцев к святому. Как городская община, так и сама Венеция решениями и указами постановили совершать крестные ходы со святыми мощами в воспоминание о ве­ликих чудесах, которые имели отношение к спасению города и острова от мора и нашествия варваров, включив их в список официальных городских праздников. И по сей день четырежды в год по улицам ста­рого города Керкира проходят величественные крестные ходы.

Споры вокруг обладания святыми мощами и распоряжения доходами храма начались с первых лет пре­бывания мощей святителя на острове. Тем не менее, почти до наших дней чудотворные мощи святого покровителя, главная святыня острова, оставались в руках членов знатной семьи Вулгарисов, славившейся древностью рода и наследовавшей потомкам священника Георгия Калохэретиса.

Почти триста лет после обретения святые мощи святителя Спиридона пребывали в одноименном хра­ме в Тримифунте Кипрском, где и располагалась его кафедра. В 7 веке, возможно в 691 году, когда по причине арабских набегов император Юстиниан II повелел жителям Кипра в массовом порядке пересе­ляться с острова, святые мощи были перенесены в Царьград.

За семь с половиной веков своего пребывания в Константинополе святитель не обрел собственной церк­ви, но скитался по многим знаменитым храмам столицы. В начале XII века мощи почивали в женском мо­настыре Богородицы Благодатной. Около 1200 года русский паломник Антоний Новгородский сообща­ет нам, что святые мощи были положены под престолом собора монастыря Одигов. В после­дние годы перед падением Константинополя мощи, кажется, были перенесены в церковь Святых Апо­столов. В этом храме их видели Стефан Новгородский, Игнатий Смоленский, писарь Александр и диакон Зосима. 12 декабря 1452 года в Царьграде последний раз праздновали память святителя Спиридона, и его святые мощи обнесли крестным ходом вокруг Великой Церкви.

Когда Георгий Калохэретис перенес святые мощи святителя Спиридона на Керкиру, он положил их в храме святителя Афанасия в Мурайа, в районе Трафохори. Позднее, мощи были перенесены в храм свя­того Лазаря, затем в храм Архангела Михаила, и только в 1528 году они обрели на месте «Кукунария», рядом с еврейским кладбищем, собственный храм.

Во время страшного турецкого нашествия 1537 года святые мощи были перенесены в храм святых Бес­сребреников Космы и Дамиана в Старую Крепость. После снятия осады мощи вернулись в свой храм, где пребывали до 1577 года. В этом году храм вместе с другими храмами и частными постройками, которые находились в том районе, был разобран из-за необходимости сооружения укреплений внешнего города. Еще раз мощи оказались без своего храма. Их владельцы, братья Вулгарисы, Николай и Артемий, вре­менно перенесли их в храм святителя Николая, в торговом порту или базаре предместья Керкиры — Гарицы.

В тот же год, а именно 4 декабря, вместо отчужденных участков земли, братьям Вулгарисам были да­ны другие участки в центре города, рядом с рынком. На этом месте на пожертвования верующих был воз­веден храм, в котором на протяжении уже четырехсот лет почивают святые мощи Покровителя и Пред­стателя острова.

Строительство завершилось в 1594 году, а в 1590 году была построена колокольня в виде башни. Освя­щение храма состоялось до завершения строительства, в 1589 году. На протяжении четырех веков, в про­цессе многочисленных улучшений и изменений внутреннего убранства храма, складывался тот вид, ко­торый мы наблюдаем сегодня.

Церковь представляет собой однонефную базилику с деревянной, покрытой черепицей крышей, как и все церкви города Керкира, и продолжающимся на западной стороне притвором. Теснота пространства в плотно застроенном старом городе Керкиры не оставляла возможности для оформления фасада.

Храм лишен центральных западных врат. Западная стена его соприкасается с жильем священника — про­должением притвора, с которым сообщается внутренней дверью. Парадным входом в храм являются вра­та северной стены. Отсюда заходит как архиерей, когда служит в храме, так и официальные лица. Из тех же самых врат выносят и мощи на четыре крестных хода в году.

Скромный внешний вид храма восполняется богатым убранством интерьера. Внутреннее пространство храма представляет собой правильный параллелограмм, восточную линию которого прерывают большая конха алтаря и две меньших — диаконника и жертвенника. Резные, с высокими спинками стасидии из орехового дерева, расположенные вдоль обеих сторон храма, и потолок с двадцатью кессонами в тяжелых позолоченных резных обрамлениях придают интерьеру вид, напоминающий залы какого-нибудь светского здания Венеции.

Храм и его внутреннее убранство формировались в течение трех основных периодов. Первым являет­ся период сооружения храма в конце XVI века, второй определяется росписью потолка Панайотисом Доксарасом, датируемой 1727 годом, и третий — заменой иконостаса в 1850 году.

В 1577 году, как было упомянуто выше, семья Вулгарисов получила тот участок, на котором ныне стоит храм. Испытывая настоятельную потребность разместить святые мощии в собственном храме, члены семьи распорядились о сооружении временной деревянной постройки. Параллельно началось строитель­ство церкви, которое завершилось в 1594 году.

В первоначальном своем оформлении храм, не имел какого-либо особенного внутреннего убранства: открытые балки кровли и иконостас из синийского камня. Простота интерьера храма видна и на гравю­ре, включенной в книгу латинского епископа Корфу Анжело-Мария Кверини, Primordia Corcyrae.

Каменный иконостас храма, который сегодня украшает храм святого Георгия Старой Крепости, раз­деляется на пять поясов и принадлежит к разряду так называемых двойных иконостасов. Иконостас рас­писал критский иконописец Эммануил Тзанес Буньалис. Сегодня сохранились только отдельные редкие фрагменты этой замечательной работы критского художника, поскольку большая часть ее была уни­чтожена немецкими солдатами во время оккупации Греции. Из храма святого Георгия в музей Антивуниотиссы были перенесены «Сошествие во ад» (с подписью Тзанеса) и часть изображения Рождества Хри­стова, происходящие из чина двунадесятых праздников. Роспись иконостаса и исполнение других хра­мовых икон Э. Тзанесом совпадают по времени с завершением работ первого периода. В 1705 году на по­жертвования, которые собирались по всему острову, поверхность стен храма была покрыта красной да­масской материей (damasco).

В 1727 году на средства благочестивых керкирцев Панайотис Доксарас расписал потолок храма (два­дцать композиций)13, вводя новый элемент декора в убранство храмов на ионических островах.

Центр потолка занимает большая композиция, на которой представлен святитель Спиридон, совер­шающий богослужение в присутствии ангелов: «…ангелов имел еси сослужащих тебе, священней­ший. ..». Эта впечатляющая композиция повторяет картину Паоло Веронезе «Триумф Венеции», которая украшает потолок зала Большого Совета (Sala del Maggior Consiglio) во дворце дожей в Венеции.

В восточной части, ближе к алтарю, художник написал чудо с черепицей, совершенное святителем на Первом Вселенском Соборе, а на западной части, со стороны женской половины — чудесное исцеление ца­ря Констанция, то есть два самых значительных чуда, совершенных святым Спиридоном при жизни, бла­годаря которым его стали называть «Чудотворец».

Ровно над алтарем, а именно, над Святым Престолом, автор представил меньшее по размеру изобра­жение Святой Троицы. По четырем углам изображены четверо Евангелистов со своими символами, а в промежутках — двенадцать изображений событий и чудес из жития святителя, а также чудес, совершен­ных на Керкире после перенесения на остров честных мощей, таких, например, как чудо избавления от мора и др. Как бы ни расценивалась художественная значимость работы Доксараса, следует отметить три обстоятельства: восхищение современников, когда они увидели его работу в обрамлении богатого деко­ра на потолке храма, влияние, которое оказала его работа на декор интерьера керкирских храмов и вообще храмов ионических островов, и, наконец, значение, которое имела его работа для развития искусства на территории Греции.

В 1850 году попечители и священник-ктитор решили заменить работы Панайотиса Доксараса копия­ми керкирского иконописца Николая Аспиотиса. Ему понадобилось приблизительно двадцать лет для то­го, чтобы скопировать работу Доксараса. От работ последнего сохранилась только небольшая часть, вхо­дящая в коллекцию митрополичьей резиденции Керкиры.

Значительные добавления во внутреннем декоре храма имели место в 1850-1871 гг. В 1864 г. попечи­тели храма и служащий священник из семьи владельцев храма, иеромонах Георгий Спиридон граф Вулгарис, на средства керкирцев, в основном крестьян острова, приступили к замене старого каменного ико­ностаса новым, из паросского мрамора. Работы были поручены английскому архитектору М. Мауэрсу. Мауэре взял за образец иконостас храма святого Антония, который находится в квартале Спилиа, и сде­лал почти точную его копию, не приняв во внимание, что храм святителя Спиридона отличается по раз­мерам от храма святого Антония. Интересно, что Мауэре попытался скопировать работу, исполненную под непосредственным влиянием итальянского Возрождения, а не следовать неоклассическому стилю своей родины, в ту пору находившемуся расцвете.

Иконостас храма святителя Спиридона из паросского мрамора, тяжелый и не отличающийся изяще­ством, в нижней своей части имеет шесть колон с коринфскими капителями, а во второй, верхней, шесть меньших по размеру колонн, также с капителями коринфского ордера. Полностью отсутствуют барель­ефные элементы за исключением изображения голубя в полукруге над царскими вратами.

В первой (нижней) половине иконостаса иконы расположены так же, как и в старом, и предусмотре­ны проемы для четырех икон местного ряда (Христос, Божия Матерь, Иоанн Предтеча, святая Керкира. Над дверью диаконника и дверью жертвенника расположены две прямоугольные иконы с изображением Рождества Христова и Крещения, соответственно, а над Владычними иконами размещены лики четырех Евангелистов. В верхней части иконостаса располагаются три крупные композиции: в центре — Тайная Ве­черя, слева — Благовещение, а справа — Преображение. В интервалах между ними — лики двух пророков и в полный рост изображения апостолов Иасона и Сосипатра, христианских проповедников Керкиры.

Иконостас был расписан значительным керкирским художником Спиридоном Просалентисом. Замечательны изображения четырех Евангелистов и пророков, но и композиции никак не уступают. Вся в совокупности изумительная по своему качеств работа исполнена в духе итальянского академического стиля, введенного на Керкире отцом Спиридона — Павлом Просалентисом, учеником велико­го Кановы. С. Просалентису так же принадлежат изображение первомученика Стефана на вратах жертвенника и распространенная в ионических церквах композиция «Се, Человек» на царских вратах.

Решение о сооружении нового иконостаса вы­звало в свое время большой энтузиазм, живо запечатленнный в дневнике Панайотиса С. Самартзиса. Полученная конструкция, однако, не оказалась на высоте эстетических ожиданий керкирцев той эпохи. Сегодня, тем не менее, иконостас вместе с потолком воспринимаются как главные и неотъ­емлемые составные внутреннего декора храма.

В ходе изменений периода 1850-1871 гг. был сделан проем в притворе. До этого времени при­твор сообщался со средним храмом тремя дверями. Стена была разобрана, и сейчас сообщение с хра­мом осуществляется с помощью трех проемов, формируемых четырьмя колоннами и опирающи­мися на них тремя полукруглыми арками. В тот же период северная и южная стены были украшены арками и псевдоколоннами с коринфскими капителями, а амвон приобрел свой нынешний вид.

В притворе находятся четыре работы Спиридона Сперандзаса, изображающие Иоанна Предтечу, свя­тую Керкиру и святых апостолов Иасона и Сосипатра. Первые две, Иоанн Предтеча и святая Керкира, происходят из местного ряда старого иконостаса храма. В 1777 году владельцы храма заменили иконы мест­ного ряда иконостаса новыми, которые заказали иконописцу Спиридону Сперандзасу.

В притворе помещены также две иконы итальянской школы, изображающие Первый Вселенский Со­бор и исцеление царя Констанция.

В этом же помещении выставлены большая резная из дерева позолоченная сень большой Плащаницы и старый вышитый золотом балдахин, под который помещали мощи святителя во время крестных ходов. Оба предмета, заключенные в специальные экспозиционные конструкции из стекла, относятся к 18 ве­ку и являются одними из важнейших реликвий храма. Плащаница, изготовленная в Венеции и расписан­ная С. Сперандзасом, является даром известной семьи Маруцисов, крупных венецианских торгов­цев родом из Иоаннины. Балдахин (урания) пред­ставляет собой уникальное для Керкиры произве­дение золотой вышивки. На широкой поверхности изображен «Виноградник», а на крыльях — святи­тели. Это дар старинной знатной семьи Куартани (или же Картани), фамильный герб которой поме­щен в нижней части центрального изображения вместе с надписью: «Плоды с благоуханием».

Так же в приделе установлен щит с гербом рос­сийской императорской семьи, под покровитель­ство которой храм был взят в 1800 году.

На северной и южной стенах среднего храма между окнами размещены семь икон большого размера. Речь идет об алтарных дверях керкирских церквей, которые были проданы в период между двумя мировыми войнами известному итальянскому контрабандисту и торговцу произ­ведениями искусства Карлетто Инноченте. Они были куплены храмом святителя по просьбе ми­трополита Керкиры приснопамятного Афинагора Спироса, обращенной к попечителям и священни­ку из семьи владельцев храма — приснопамятному отцу Стефану Вулгарису.

На северной стене находятся иконы святителя Иоанна Златоуста, преподобного Иоанна Дамаскина и святого Стефана, в промежутке между двумя ок­нами, ровно над амвоном, было установлено большое Распятие с изображением умершего Христа, рабо­ты Э. Тзанеса. Сегодня на этом месте остался только крест, а изображение умершего Христа помещено на другой, новый крест, который находится за Престолом.

На южной стене установлены иконы святителей Григория Великого (Двоеслова), Спиридона, Кирил­ла Александрийского, а также святой августы Феодоры.

Над дверью священнической подвешен крест для крестных ходов, из перламутра и слоновой кости. Этот крест перенесли на Керкиру беженцы с Крита в 1669 году и поместили его в церкви Тримартирос. В ноя­бре 1798 года, после разграбления и уничтожения храма французскими солдатами, французский главно­командующий передал его церкви святителя Спиридона. Напротив, над закрытой дверью, называемой «дверью Пизани»20, находится икона Божией Матери типа Ламбовитиссы, работа, подписанная керкир- ским иконописцем Димитрием Фоскалисом (1707), помещенная во впечатляющую резную позолоченную раму.

Свой вклад во внутреннее убранство храма вносит и ограждение женской половины, из ко­ванного позолоченного железа, с богатым расти­тельным орнаментом и гербом владельческой семьи Вулгарисов. Ниже ее, над центральной ар­кой, соединяющей притвор со средним храмом, установлена икона Божией Матери типа «Не­скверная».

Важным компонентом храмового убранства являются золотые и серебряные сосуды и, глав­ным образом, подвешенные к потолку лампады, чьи дарственные надписи являют нам историче­ские свидетельства о чудесах, происшедших от святых мощей святителя и чудотворца Спирдона во благо как отдельных лиц, так и всего керкирского народа.

Двенадцать лампад подвешено на тяжелых ко­ваных цепях, спускающихся с потолка, — одинна­дцать серебряных и одна золотая, все большого размера. Так же подвешены серебряный многолампадник и большое, также се­ребряное паникадило.

Среди них особо выделяются семисвечная лампада — дар венецианского Сената в память о спасении Керкиры от турецкого нашествия летом 1716 года, крупная лампада — дар венецианской знати и Генерального Правителя Корфу Андреа Пизани, а также большая серебряная лампада — дар керкирской общины в память о том же событии.

Примечательна и серебряная позолоченная лампада, представляющая собой диск с восьмью полу­круглыми выступающими частями — дар, со славянским надписанием, членов семьи Коронелли-Лашали (1868 г.).

Серебряная лампада с рельефными дубовыми листьями, завершающаяся огромным желудем, так же несет надпись по-славянски и является даром некоего Христофора Турлича из Сараево (1862 г.). Большой серебряный многолампадник, прекрасный образец керкирского искусства, подвешенный по­среди храма, над центральными ступенями, ведущими на солею (пространство между иконостасом и ам­воном) — дар барона Эммануила Феотокиса, председателя Сената (1826 г).

Наконец, большая золотая лампада, висящая перед святыми мощами, когда их ставят в вертикальное положение перед дверью диаконника трижды в году по три дня — дар керкирца Николая А. Политиса (1670 г.). Эта лампада является самым драгоценным даром, пожертвованным в храм, — не только по стоимости золота, но и благодаря своему исключительному художественному достоинству и древности.

Среди серебряных предметов храмового обихода выделяется также большая серебряная диадема, вен­чающая трон, на который ставят святые мощи, когда их выставляют на поклонение, заменившая старый серебряный купол с ангелами и Воскресением, который до того покрывал святые мо­щи в аналогичных случаях, как мы знаем об этом из иконографии XVII—XVIIJ вв. На диадеме есть дар­ственная надпись на итальянском языке, которая сообщает нам о том, что это дар церкви святителя Спи­ридона от вдовы Марии Ковашевич. Надпись не указывает даты, но приношение должно относиться к пер­вой половине XIX века.

Средний храм отделен от пространного алтаря приподнятой на две ступени солеей, огражденной пе­рилами из белого мрамора. На правой оконечности правой части ограждения, с внутренней стороны, есть надпись по-итальянски, которая сообщает нам, что ограждение было изготовлено в Венеции Иаковом Спиера, в декабре 1852 года, и преподнесена в дар неким Георгием, фамилия которого стерлась и сегодня не читается. За каждой из двух частей ограждения стоит высокий канделябр вилкообразной формы.

В правой части алтаря, в диаконнике, есть крипта, где пребывает рака с мощами святителя. Стены и потолок крипты расписаны. От трех слоев росписи, определенных исследователями, сохраняются лишь мелкие фрагменты, а последний слой, новейшего времени, посредственен. В центре крипты, на низком по­стаменте из красного мрамора, стоит рака со святыми мощами. Она была изготовлена в Вене в 1867 го­ду, как об этом свидетельствует надпись на задней стенке: «Ревностью и усердием ктитора, почтенней­шего иеромонаха графа Георгия Вулгариса…». Рака представляет собой деревянный корпус, одетый из­нутри красным бархатом и облеченный серебряным покрытием; серебряная облицовка украшена рель­ефными крестами, обильным растительным орнаментом и вставными эмалями, изображающими чудеса святителя. Во внешней раке заключается внутренняя, та, в которой положены честные мощи святителя.

Первоначальная внутренняя рака была сделана из стекла высшего качества, с ребрами из черного де­рева. Изготовленная в Венеции в 1605 году, она была даром киприота Фомы Мотзанегаса. В 1769 году на пожертвования Елены Маруци Караиоанну была изготовлена новая рака из твердых сортов дерева, об­ложенная внутри красным бархатом, а снаружи украшенная серебряными позолоченными пластинками с изображениями сцен из жития святителя и важнейших из совершенных им чудес. Кроме дарственной надписи есть и другая, которая сообщает нам, что произведение сие есть «Творение Марка Кавалли, 1770, первое ноября, S. V. Корфу». Стеклянная передняя стенка раки позволяет видеть святые мощи. На верх­ней части раки лежит большая диадема с драгоценными камнями. Во время крестных ходов с мощами и в дни, когда мощи выставляются на поклонение, поверх помещается золотой купол. Над ракой — множе­ство число серебряных лампад, которые некогда горели днем и ночью.

На левой стороне солеи есть дверь, которая ведет в ризницу храма, где хранится резная деревянная по­золоченная сень под малую плащаницу. Изготовлена в том же стиле и относится к тому же времени, как и большая сень. Согласно старой традиции, ее выносят на крестный ход в Великую Субботу.

В том же помещении хранится замечательная икона Христа Вседержителя XVII века, возможно, ра­бота Э. Тзанеса, в богато украшенной деревянной позолоченной раме, в нижней части которой помещен герб владельческой семьи Вулгарисов.

Центр алтаря занимает святой Престол, который покрывает четырехугольная сень. Арки, соста­вляющие четыре ее стороны, опираются на четыре колонны, держащие полусферическое перекрытие, ко­торое покрыто новейшими неудачными росписями. По середине передней арки был установлен герб вла­дельческой семьи Вулгарисов, снятый после изменения ктиторского статуса храма.

На передней стороне святого Престола — икона с изображением свв. Жен-Мироносиц, пришедших ко Гробу Господню. У основания Гроба на изображении начертана дарственная надпись с указанием даты: «Моление раба Божиего Николая Стиниса 1795».

На святом Престоле до недавнего времени находились две дарохранительницы: небольшая серебряная, в виде храма, русской работы, и большая резная, из позолоченного дерева, также в виде храма, на двери которого было изображение Божественного Причащения, с той же надписью и датой, что и на иконе свв. Жен-Мироносиц. Сегодня на Престоле находится только малая дарохранительница.

В конхе жертвенника в 1979 году была случайно открыта фреска с изображением Снятия с Креста, по всей вероятности принадлежащая хорошему мастеру XVII века.

В алтаре выделяется мраморный декор из красного мрамора, которым облицован колодец для слива воды. Наконец, в алтаре хранятся два Распятия работы Э. Тзанеса: большое, находящееся за святым Престолом, используемое в Великий Четверг и Великую Пятницу, и малое — установленное на северной стене.

Декор интерьера храма святителя Спирдона послужил образцом для других храмов острова, которые были реставрированы или восстановлены в XIX-XX вв.

Церковь святителя Спиридона Тримифунтского

Священник
Александр Пальчевский

Связаться со священником

Contact Form Demo

Мы не справимся без вашей помощи!

Поддержите строительство храма в честь святителя Спиридона Тримифунтского любым пожертвованием, большим или маленьким, очень ценным для нас. А мы будем молиться о вас, ваших близких, вашем здравии и благополучии.

Требы online

Мы предоставляем возможность поставить свечу и подать записку удаленно. Вы можете ввести все необходимые данные online, а так же выбрать размер свечи.
Мы будем молиться за вас и ваших близких.

Именной кирпич

Пожертвование на именной кирпич для строительства храма в честь святителя Спиридона Тримифунтского в г. Минске.
На каждом богослужении совершается молитва о тех, кто имеет отношение к строительству и украшению храма.

Приход храма святителя Спиридона Тримифунтского г. Минск

Адрес
  • Беларусь, 220059 г. Минск,
    ул. Ивана Шамякина, 16/1
  • Время работы: Пн-Вс, 09:00-19:00
Контакты
+375 (44) 510-44-66
hram.spiridona@gmail.com
© 2024 Приход Храма Спиридона Тримифунтского
Все права защищены
Правила обработки данных
Реквизиты
РО «Приход храма святителя Спиридона Тримифунтского в г. Минске Минской епархии Белорусской Православной Церкви»

УНП 102380071 р/с BY54UNBS30150220470010003933 код 175 в ЗАО «БСБ Банк»
БИК UNBSBY2X

Как доехать ?

Проезд от ст. метро Каменная горка:
троллейбусы: 13, 18, 21
автобус: 42