В 1456 году, три года спустя после захвата Константинополя османами, проехав материковую Грецию, священник Георгий Калохэретис перенес на Керкиру (Корфу) святые мощи святителя Спиридона и святой царицы Феодоры.
Как отмечает автор Истинного изложения,«.. .некий благочестивый пресвитер одной церкви в Константинополе по имени Георгий Калохэретис, презрев всякое иное богатство, позаботился только о том, чтобы спасти от той варварской бури положенные в его церкви мощи Спиридона Великого и Феодоры царицы, и с Божией помощью доставил их невредимыми в Эпир. Но поскольку варвары-турки наводнили всю Грецию, избегая их, верный и благочестивый Калохэретис решил переправиться на Корфу.. .».
Первое письменное свидетельство о присутствии на Керкире мощей относится к 1489 году, тридцать три года спустя после перенесения их на остров. Речь идет о двух документах центральной венецианской администрации, относящихся к тяжбе между священником Григорием Полиевктом с сыном и наследником Георгия Калохэретиса, священником Филиппом. В своем оправдательном решении в пользу Филиппа Калохэретиса Совет Десяти опирался на предыдущее по времени решение вайлоса (правителя) Корфу Фомы Мемоса по подобной тяжбе. Фома Мемос был вайлосом Корфу в 1467 — 69 гг.; таким образом у нас есть свидетельство о наличии святых мощей на острове примерно за двадцать лет до издания документов в 1489 году.
Очень быстро мощи святителя Спиридона становятся центром религиозной жизни Керкиры, а святитель — покровителем города и острова. Вокруг мощей складывается особое почитание, которое свидетельствует о благочестии и уважении керкирцев к святому. Как городская община, так и сама Венеция решениями и указами постановили совершать крестные ходы со святыми мощами в воспоминание о великих чудесах, которые имели отношение к спасению города и острова от мора и нашествия варваров, включив их в список официальных городских праздников. И по сей день четырежды в год по улицам старого города Керкира проходят величественные крестные ходы.
Споры вокруг обладания святыми мощами и распоряжения доходами храма начались с первых лет пребывания мощей святителя на острове. Тем не менее, почти до наших дней чудотворные мощи святого покровителя, главная святыня острова, оставались в руках членов знатной семьи Вулгарисов, славившейся древностью рода и наследовавшей потомкам священника Георгия Калохэретиса.
Почти триста лет после обретения святые мощи святителя Спиридона пребывали в одноименном храме в Тримифунте Кипрском, где и располагалась его кафедра. В 7 веке, возможно в 691 году, когда по причине арабских набегов император Юстиниан II повелел жителям Кипра в массовом порядке переселяться с острова, святые мощи были перенесены в Царьград.
За семь с половиной веков своего пребывания в Константинополе святитель не обрел собственной церкви, но скитался по многим знаменитым храмам столицы. В начале XII века мощи почивали в женском монастыре Богородицы Благодатной. Около 1200 года русский паломник Антоний Новгородский сообщает нам, что святые мощи были положены под престолом собора монастыря Одигов. В последние годы перед падением Константинополя мощи, кажется, были перенесены в церковь Святых Апостолов. В этом храме их видели Стефан Новгородский, Игнатий Смоленский, писарь Александр и диакон Зосима. 12 декабря 1452 года в Царьграде последний раз праздновали память святителя Спиридона, и его святые мощи обнесли крестным ходом вокруг Великой Церкви.
Когда Георгий Калохэретис перенес святые мощи святителя Спиридона на Керкиру, он положил их в храме святителя Афанасия в Мурайа, в районе Трафохори. Позднее, мощи были перенесены в храм святого Лазаря, затем в храм Архангела Михаила, и только в 1528 году они обрели на месте «Кукунария», рядом с еврейским кладбищем, собственный храм.
Во время страшного турецкого нашествия 1537 года святые мощи были перенесены в храм святых Бессребреников Космы и Дамиана в Старую Крепость. После снятия осады мощи вернулись в свой храм, где пребывали до 1577 года. В этом году храм вместе с другими храмами и частными постройками, которые находились в том районе, был разобран из-за необходимости сооружения укреплений внешнего города. Еще раз мощи оказались без своего храма. Их владельцы, братья Вулгарисы, Николай и Артемий, временно перенесли их в храм святителя Николая, в торговом порту или базаре предместья Керкиры — Гарицы.
В тот же год, а именно 4 декабря, вместо отчужденных участков земли, братьям Вулгарисам были даны другие участки в центре города, рядом с рынком. На этом месте на пожертвования верующих был возведен храм, в котором на протяжении уже четырехсот лет почивают святые мощи Покровителя и Предстателя острова.
Строительство завершилось в 1594 году, а в 1590 году была построена колокольня в виде башни. Освящение храма состоялось до завершения строительства, в 1589 году. На протяжении четырех веков, в процессе многочисленных улучшений и изменений внутреннего убранства храма, складывался тот вид, который мы наблюдаем сегодня.
Церковь представляет собой однонефную базилику с деревянной, покрытой черепицей крышей, как и все церкви города Керкира, и продолжающимся на западной стороне притвором. Теснота пространства в плотно застроенном старом городе Керкиры не оставляла возможности для оформления фасада.
Храм лишен центральных западных врат. Западная стена его соприкасается с жильем священника — продолжением притвора, с которым сообщается внутренней дверью. Парадным входом в храм являются врата северной стены. Отсюда заходит как архиерей, когда служит в храме, так и официальные лица. Из тех же самых врат выносят и мощи на четыре крестных хода в году.
Скромный внешний вид храма восполняется богатым убранством интерьера. Внутреннее пространство храма представляет собой правильный параллелограмм, восточную линию которого прерывают большая конха алтаря и две меньших — диаконника и жертвенника. Резные, с высокими спинками стасидии из орехового дерева, расположенные вдоль обеих сторон храма, и потолок с двадцатью кессонами в тяжелых позолоченных резных обрамлениях придают интерьеру вид, напоминающий залы какого-нибудь светского здания Венеции.
Храм и его внутреннее убранство формировались в течение трех основных периодов. Первым является период сооружения храма в конце XVI века, второй определяется росписью потолка Панайотисом Доксарасом, датируемой 1727 годом, и третий — заменой иконостаса в 1850 году.
В 1577 году, как было упомянуто выше, семья Вулгарисов получила тот участок, на котором ныне стоит храм. Испытывая настоятельную потребность разместить святые мощии в собственном храме, члены семьи распорядились о сооружении временной деревянной постройки. Параллельно началось строительство церкви, которое завершилось в 1594 году.
В первоначальном своем оформлении храм, не имел какого-либо особенного внутреннего убранства: открытые балки кровли и иконостас из синийского камня. Простота интерьера храма видна и на гравюре, включенной в книгу латинского епископа Корфу Анжело-Мария Кверини, Primordia Corcyrae.
Каменный иконостас храма, который сегодня украшает храм святого Георгия Старой Крепости, разделяется на пять поясов и принадлежит к разряду так называемых двойных иконостасов. Иконостас расписал критский иконописец Эммануил Тзанес Буньалис. Сегодня сохранились только отдельные редкие фрагменты этой замечательной работы критского художника, поскольку большая часть ее была уничтожена немецкими солдатами во время оккупации Греции. Из храма святого Георгия в музей Антивуниотиссы были перенесены «Сошествие во ад» (с подписью Тзанеса) и часть изображения Рождества Христова, происходящие из чина двунадесятых праздников. Роспись иконостаса и исполнение других храмовых икон Э. Тзанесом совпадают по времени с завершением работ первого периода. В 1705 году на пожертвования, которые собирались по всему острову, поверхность стен храма была покрыта красной дамасской материей (damasco).
В 1727 году на средства благочестивых керкирцев Панайотис Доксарас расписал потолок храма (двадцать композиций)13, вводя новый элемент декора в убранство храмов на ионических островах.
Центр потолка занимает большая композиция, на которой представлен святитель Спиридон, совершающий богослужение в присутствии ангелов: «…ангелов имел еси сослужащих тебе, священнейший. ..». Эта впечатляющая композиция повторяет картину Паоло Веронезе «Триумф Венеции», которая украшает потолок зала Большого Совета (Sala del Maggior Consiglio) во дворце дожей в Венеции.
В восточной части, ближе к алтарю, художник написал чудо с черепицей, совершенное святителем на Первом Вселенском Соборе, а на западной части, со стороны женской половины — чудесное исцеление царя Констанция, то есть два самых значительных чуда, совершенных святым Спиридоном при жизни, благодаря которым его стали называть «Чудотворец».
Ровно над алтарем, а именно, над Святым Престолом, автор представил меньшее по размеру изображение Святой Троицы. По четырем углам изображены четверо Евангелистов со своими символами, а в промежутках — двенадцать изображений событий и чудес из жития святителя, а также чудес, совершенных на Керкире после перенесения на остров честных мощей, таких, например, как чудо избавления от мора и др. Как бы ни расценивалась художественная значимость работы Доксараса, следует отметить три обстоятельства: восхищение современников, когда они увидели его работу в обрамлении богатого декора на потолке храма, влияние, которое оказала его работа на декор интерьера керкирских храмов и вообще храмов ионических островов, и, наконец, значение, которое имела его работа для развития искусства на территории Греции.
В 1850 году попечители и священник-ктитор решили заменить работы Панайотиса Доксараса копиями керкирского иконописца Николая Аспиотиса. Ему понадобилось приблизительно двадцать лет для того, чтобы скопировать работу Доксараса. От работ последнего сохранилась только небольшая часть, входящая в коллекцию митрополичьей резиденции Керкиры.
Значительные добавления во внутреннем декоре храма имели место в 1850-1871 гг. В 1864 г. попечители храма и служащий священник из семьи владельцев храма, иеромонах Георгий Спиридон граф Вулгарис, на средства керкирцев, в основном крестьян острова, приступили к замене старого каменного иконостаса новым, из паросского мрамора. Работы были поручены английскому архитектору М. Мауэрсу. Мауэре взял за образец иконостас храма святого Антония, который находится в квартале Спилиа, и сделал почти точную его копию, не приняв во внимание, что храм святителя Спиридона отличается по размерам от храма святого Антония. Интересно, что Мауэре попытался скопировать работу, исполненную под непосредственным влиянием итальянского Возрождения, а не следовать неоклассическому стилю своей родины, в ту пору находившемуся расцвете.
Иконостас храма святителя Спиридона из паросского мрамора, тяжелый и не отличающийся изяществом, в нижней своей части имеет шесть колон с коринфскими капителями, а во второй, верхней, шесть меньших по размеру колонн, также с капителями коринфского ордера. Полностью отсутствуют барельефные элементы за исключением изображения голубя в полукруге над царскими вратами.
В первой (нижней) половине иконостаса иконы расположены так же, как и в старом, и предусмотрены проемы для четырех икон местного ряда (Христос, Божия Матерь, Иоанн Предтеча, святая Керкира. Над дверью диаконника и дверью жертвенника расположены две прямоугольные иконы с изображением Рождества Христова и Крещения, соответственно, а над Владычними иконами размещены лики четырех Евангелистов. В верхней части иконостаса располагаются три крупные композиции: в центре — Тайная Вечеря, слева — Благовещение, а справа — Преображение. В интервалах между ними — лики двух пророков и в полный рост изображения апостолов Иасона и Сосипатра, христианских проповедников Керкиры.
Иконостас был расписан значительным керкирским художником Спиридоном Просалентисом. Замечательны изображения четырех Евангелистов и пророков, но и композиции никак не уступают. Вся в совокупности изумительная по своему качеств работа исполнена в духе итальянского академического стиля, введенного на Керкире отцом Спиридона — Павлом Просалентисом, учеником великого Кановы. С. Просалентису так же принадлежат изображение первомученика Стефана на вратах жертвенника и распространенная в ионических церквах композиция «Се, Человек» на царских вратах.
Решение о сооружении нового иконостаса вызвало в свое время большой энтузиазм, живо запечатленнный в дневнике Панайотиса С. Самартзиса. Полученная конструкция, однако, не оказалась на высоте эстетических ожиданий керкирцев той эпохи. Сегодня, тем не менее, иконостас вместе с потолком воспринимаются как главные и неотъемлемые составные внутреннего декора храма.
В ходе изменений периода 1850-1871 гг. был сделан проем в притворе. До этого времени притвор сообщался со средним храмом тремя дверями. Стена была разобрана, и сейчас сообщение с храмом осуществляется с помощью трех проемов, формируемых четырьмя колоннами и опирающимися на них тремя полукруглыми арками. В тот же период северная и южная стены были украшены арками и псевдоколоннами с коринфскими капителями, а амвон приобрел свой нынешний вид.
В притворе находятся четыре работы Спиридона Сперандзаса, изображающие Иоанна Предтечу, святую Керкиру и святых апостолов Иасона и Сосипатра. Первые две, Иоанн Предтеча и святая Керкира, происходят из местного ряда старого иконостаса храма. В 1777 году владельцы храма заменили иконы местного ряда иконостаса новыми, которые заказали иконописцу Спиридону Сперандзасу.
В притворе помещены также две иконы итальянской школы, изображающие Первый Вселенский Собор и исцеление царя Констанция.
В этом же помещении выставлены большая резная из дерева позолоченная сень большой Плащаницы и старый вышитый золотом балдахин, под который помещали мощи святителя во время крестных ходов. Оба предмета, заключенные в специальные экспозиционные конструкции из стекла, относятся к 18 веку и являются одними из важнейших реликвий храма. Плащаница, изготовленная в Венеции и расписанная С. Сперандзасом, является даром известной семьи Маруцисов, крупных венецианских торговцев родом из Иоаннины. Балдахин (урания) представляет собой уникальное для Керкиры произведение золотой вышивки. На широкой поверхности изображен «Виноградник», а на крыльях — святители. Это дар старинной знатной семьи Куартани (или же Картани), фамильный герб которой помещен в нижней части центрального изображения вместе с надписью: «Плоды с благоуханием».
Так же в приделе установлен щит с гербом российской императорской семьи, под покровительство которой храм был взят в 1800 году.
На северной и южной стенах среднего храма между окнами размещены семь икон большого размера. Речь идет об алтарных дверях керкирских церквей, которые были проданы в период между двумя мировыми войнами известному итальянскому контрабандисту и торговцу произведениями искусства Карлетто Инноченте. Они были куплены храмом святителя по просьбе митрополита Керкиры приснопамятного Афинагора Спироса, обращенной к попечителям и священнику из семьи владельцев храма — приснопамятному отцу Стефану Вулгарису.
На южной стене установлены иконы святителей Григория Великого (Двоеслова), Спиридона, Кирилла Александрийского, а также святой августы Феодоры.
Над дверью священнической подвешен крест для крестных ходов, из перламутра и слоновой кости. Этот крест перенесли на Керкиру беженцы с Крита в 1669 году и поместили его в церкви Тримартирос. В ноябре 1798 года, после разграбления и уничтожения храма французскими солдатами, французский главнокомандующий передал его церкви святителя Спиридона. Напротив, над закрытой дверью, называемой «дверью Пизани»20, находится икона Божией Матери типа Ламбовитиссы, работа, подписанная керкир- ским иконописцем Димитрием Фоскалисом (1707), помещенная во впечатляющую резную позолоченную раму.
Свой вклад во внутреннее убранство храма вносит и ограждение женской половины, из кованного позолоченного железа, с богатым растительным орнаментом и гербом владельческой семьи Вулгарисов. Ниже ее, над центральной аркой, соединяющей притвор со средним храмом, установлена икона Божией Матери типа «Нескверная».
Важным компонентом храмового убранства являются золотые и серебряные сосуды и, главным образом, подвешенные к потолку лампады, чьи дарственные надписи являют нам исторические свидетельства о чудесах, происшедших от святых мощей святителя и чудотворца Спирдона во благо как отдельных лиц, так и всего керкирского народа.
Двенадцать лампад подвешено на тяжелых кованых цепях, спускающихся с потолка, — одиннадцать серебряных и одна золотая, все большого размера. Так же подвешены серебряный многолампадник и большое, также серебряное паникадило.
Среди них особо выделяются семисвечная лампада — дар венецианского Сената в память о спасении Керкиры от турецкого нашествия летом 1716 года, крупная лампада — дар венецианской знати и Генерального Правителя Корфу Андреа Пизани, а также большая серебряная лампада — дар керкирской общины в память о том же событии.
Примечательна и серебряная позолоченная лампада, представляющая собой диск с восьмью полукруглыми выступающими частями — дар, со славянским надписанием, членов семьи Коронелли-Лашали (1868 г.).
Серебряная лампада с рельефными дубовыми листьями, завершающаяся огромным желудем, так же несет надпись по-славянски и является даром некоего Христофора Турлича из Сараево (1862 г.). Большой серебряный многолампадник, прекрасный образец керкирского искусства, подвешенный посреди храма, над центральными ступенями, ведущими на солею (пространство между иконостасом и амвоном) — дар барона Эммануила Феотокиса, председателя Сената (1826 г).
Наконец, большая золотая лампада, висящая перед святыми мощами, когда их ставят в вертикальное положение перед дверью диаконника трижды в году по три дня — дар керкирца Николая А. Политиса (1670 г.). Эта лампада является самым драгоценным даром, пожертвованным в храм, — не только по стоимости золота, но и благодаря своему исключительному художественному достоинству и древности.
Среди серебряных предметов храмового обихода выделяется также большая серебряная диадема, венчающая трон, на который ставят святые мощи, когда их выставляют на поклонение, заменившая старый серебряный купол с ангелами и Воскресением, который до того покрывал святые мощи в аналогичных случаях, как мы знаем об этом из иконографии XVII—XVIIJ вв. На диадеме есть дарственная надпись на итальянском языке, которая сообщает нам о том, что это дар церкви святителя Спиридона от вдовы Марии Ковашевич. Надпись не указывает даты, но приношение должно относиться к первой половине XIX века.
Средний храм отделен от пространного алтаря приподнятой на две ступени солеей, огражденной перилами из белого мрамора. На правой оконечности правой части ограждения, с внутренней стороны, есть надпись по-итальянски, которая сообщает нам, что ограждение было изготовлено в Венеции Иаковом Спиера, в декабре 1852 года, и преподнесена в дар неким Георгием, фамилия которого стерлась и сегодня не читается. За каждой из двух частей ограждения стоит высокий канделябр вилкообразной формы.
В правой части алтаря, в диаконнике, есть крипта, где пребывает рака с мощами святителя. Стены и потолок крипты расписаны. От трех слоев росписи, определенных исследователями, сохраняются лишь мелкие фрагменты, а последний слой, новейшего времени, посредственен. В центре крипты, на низком постаменте из красного мрамора, стоит рака со святыми мощами. Она была изготовлена в Вене в 1867 году, как об этом свидетельствует надпись на задней стенке: «Ревностью и усердием ктитора, почтеннейшего иеромонаха графа Георгия Вулгариса…». Рака представляет собой деревянный корпус, одетый изнутри красным бархатом и облеченный серебряным покрытием; серебряная облицовка украшена рельефными крестами, обильным растительным орнаментом и вставными эмалями, изображающими чудеса святителя. Во внешней раке заключается внутренняя, та, в которой положены честные мощи святителя.
Первоначальная внутренняя рака была сделана из стекла высшего качества, с ребрами из черного дерева. Изготовленная в Венеции в 1605 году, она была даром киприота Фомы Мотзанегаса. В 1769 году на пожертвования Елены Маруци Караиоанну была изготовлена новая рака из твердых сортов дерева, обложенная внутри красным бархатом, а снаружи украшенная серебряными позолоченными пластинками с изображениями сцен из жития святителя и важнейших из совершенных им чудес. Кроме дарственной надписи есть и другая, которая сообщает нам, что произведение сие есть «Творение Марка Кавалли, 1770, первое ноября, S. V. Корфу». Стеклянная передняя стенка раки позволяет видеть святые мощи. На верхней части раки лежит большая диадема с драгоценными камнями. Во время крестных ходов с мощами и в дни, когда мощи выставляются на поклонение, поверх помещается золотой купол. Над ракой — множество число серебряных лампад, которые некогда горели днем и ночью.
На левой стороне солеи есть дверь, которая ведет в ризницу храма, где хранится резная деревянная позолоченная сень под малую плащаницу. Изготовлена в том же стиле и относится к тому же времени, как и большая сень. Согласно старой традиции, ее выносят на крестный ход в Великую Субботу.
В том же помещении хранится замечательная икона Христа Вседержителя XVII века, возможно, работа Э. Тзанеса, в богато украшенной деревянной позолоченной раме, в нижней части которой помещен герб владельческой семьи Вулгарисов.
Центр алтаря занимает святой Престол, который покрывает четырехугольная сень. Арки, составляющие четыре ее стороны, опираются на четыре колонны, держащие полусферическое перекрытие, которое покрыто новейшими неудачными росписями. По середине передней арки был установлен герб владельческой семьи Вулгарисов, снятый после изменения ктиторского статуса храма.
На передней стороне святого Престола — икона с изображением свв. Жен-Мироносиц, пришедших ко Гробу Господню. У основания Гроба на изображении начертана дарственная надпись с указанием даты: «Моление раба Божиего Николая Стиниса 1795».
На святом Престоле до недавнего времени находились две дарохранительницы: небольшая серебряная, в виде храма, русской работы, и большая резная, из позолоченного дерева, также в виде храма, на двери которого было изображение Божественного Причащения, с той же надписью и датой, что и на иконе свв. Жен-Мироносиц. Сегодня на Престоле находится только малая дарохранительница.
В конхе жертвенника в 1979 году была случайно открыта фреска с изображением Снятия с Креста, по всей вероятности принадлежащая хорошему мастеру XVII века.
В алтаре выделяется мраморный декор из красного мрамора, которым облицован колодец для слива воды. Наконец, в алтаре хранятся два Распятия работы Э. Тзанеса: большое, находящееся за святым Престолом, используемое в Великий Четверг и Великую Пятницу, и малое — установленное на северной стене.
Декор интерьера храма святителя Спирдона послужил образцом для других храмов острова, которые были реставрированы или восстановлены в XIX-XX вв.
Как доехать ?
Проезд от ст. метро Каменная горка:
троллейбусы: 13, 18, 21
автобус: 42