hram-minsk.by

РО «Приход храма святителя Спиридона Тримифунтского в г. Минске Минской епархии Белорусской Православной Церкви»

Контакты
Минск +375(44) 555-999-6 hram.spiridona@gmail.com г. Минск, ул. Бурдейного, 22-202
Соцсети

Перенесение святых мощей Спиридона Тримифунтского

Перенесение святых мощей Спиридона Тримифунтского
Лик святого Спиридона

Перенесение святых мощей Спиридона Тримифунтского

Святитель Спиридон отошел ко Господу около 348 года на месте своего архиерейского служения в Тримифунте, где до сих пор в монастыре, по­священном святителю, можно видеть мраморный саркофаг — первоначальное место его захоронения.

В конце VII века по причине арабского нашествия на Кипр святые мощи были перенесены в Константинополь; вероятно, это произошло в 691 году, когда по указу импера­тора Иустиниана II началось массовое переселение киприо­тов. За время пребывания в царственном граде святые мощи не раз меняли место своего нахождения.

Мы не располагаем историческими сведениями о том, какой храм первым ока­зал гостеприимство святому. В дальнейшем святые мощи почивали в женском монастыре Богородицы Обрадованной (Благодатной) близ монастыря Христа Человеколюбца, как о том свидетельствует рукопись 12 века.

Русский путешественник архиепископ Новгородский Антоний около 1200 года совершил путешествие в Константинополь и упоминает в своих заметках «Книга паломник», что святые мощи святителя Спиридона находились под престолом в храме Богородицы Одигитрии.

Тапочки Спиридона Тримифунского

В 14-15 веках, то есть в последнее столетие перед падением Константинополя, святыня хранилась в соборной церкви Святых Апостолов — втором по значимости (после Святой Софии) храме столицы. Здесь им поклонялись русские путе­шественники Стефан Новгородец (1350), диакон Игнатий из Смоленска (1389), дьяк Александр (1391-1395) и иеродиакон Троице-Сергиева монастыря Зосима, совершивший паломни­чество на Восток в 1419-1422 годах.

После взятия Константинополя турками в 1453 году служащий священник храма Святых Апостолов Георгий Калохеретис сокрыл в мешках мощи святителя Спиридона и святой ца­рицы Феодоры (восстановившей почитание святых икон в 843 году) и перенес их через Фракию и Македонию в Эпир.

Там он оставался два года, а затем в 1456 году ради большей безопасности переправился на остров Керкиру, где поместил мощи в храме святителя Афанасия у городских оборонительных сооружений столицы острова – города Керкиры.

В 1480 году священник передал мощи святителя Спиридона по наследству своим сыновьям Луке и Филиппу, которые решили перевезти их в Венецию. Об этом их намерении свидетельствует указ Венецианского Дожа от 14 мая 1489 года. Но настоятельные просьбы жителей острова одержали верх, и великая святыня осталась на острове.

Примерно в это же время святые мощи были перенесены в храм Архистратига Михаила, бывший тогда кафедральным собором Керкиры.

В 1512 году Лука передал свои права на владение частью мощей святителя в качестве приданого своей племяннице Асимине-дочери Филиппа. Так Асимина оказалась полноправной обладательницей святых мощей святителя, а после заключе­ния брака со Стаматисом Вулгарисом указала в своем завеща­нии от 25 ноября 1571 года, что святыня будет передаваться по наследству ее детям и внукам. В собственности семьи Вулгарисов святые мощи оставались до 1925 года, когда они были переданы Керкирской Церкви.

На протяжении трех с половиной веков семья Вулгарисов выступала в роли хранителя великой святыни. Складывалось так, что хотя бы один из членов этой семьи был священником и служил у святых мощей святителя. В 1527-1531 годах Стаматис Вулгарис построил храм в честь святителя в пригороде святого Рока, в который и перенес святыню, где она хранилась до 1575 года.

Во время первой осады острова турками в 1537 году мощи временно переносились в Старую Крепость, в храм святых Бессребреников. В 1575 году по причине строительства венецианскими властями новых оборонительных сооружений храм святителя Спиридона был разобран, а святые мощи были перенесены в храм святителя Николая в пригороде Керкиры – Гарице.

Как выглядит Святитель Спиридон

Позже Артемий и Николай Вульгарисы выступили инициаторами строительства нового храма святителя Спиридона, который был возведен на средства, собранные верующими, и в 1589 году освящен. С тех пор святые мощи почивают в этом величественном храме.

Перед этими нетленными мощами святителя Спиридона верующий испытывает священный трепет и благоговение, а рационалист приходит в замешательство и начинает задумываться над таким непривычным ему феноменом.

Дело в том, что на протяжении стольких веков после кончины святителя его тело остается нетленным и мягким. Об этом свидетельствуют сегодня священники, хранители честных мощей святителя, а от прошедших веков до нас дошли письменные свидетельства различных авторов. Приводим здесь некоторые из них.

Выдающийся Патриарх Иерусалимский Нектарий (1661-1669) замечал по этому поводу: «…и у нас чудотворец Спиридон на Керкире почивает как живой… и до сегодняшнего дня (вот уже как тысячу триста лет), имея плоть свою мягкой».

Римо-католический миссионер аббат дон Лоренцо Миниати писал: «Тело святителя Спиридона до сегодняшнего дня (1663) сохраняется столь живым и нетленным, что если дотронуться до мягкой телесной ткани на икре его ноги, то она отступает под давлением пальца и возвращается затем на свое место, и это несмотря на то, что жил он в эпоху Первого Вселенского Собора».

Евгения ЖУКОВА