Несмотря на богатые и разнообразные дары благодати, принятые в Миропомазании и Евхаристии, сила греховных навыков, козни диавола и зло мира оказывают сильное давление на новую жизнь христианина. И после Крещения в душе остается склонность к греху, в теле — болезни и смерть. Христианин снова становится рабом греха, который удаляет его от Бога. Поэтому необходимо такое средство, которое бы помогало очищать человека от грехов и воссоединять его с Богом. Таким средством служит Таинство Покаяния.
Так учреждено таинство покаяния. Апостолы, во имя данной им от Господа власти вязать и разрешать грехи, действительно разрешали грехи кающихся, а явных грешников, преданных сознательно порокам, исключали из общества до тех пор, пока они не приносили искреннего раскаяния в своих грехах; после этого кающиеся могли быть приняты снова в общество верующих через публичное покаяние и торжественно допущены к алтарю Господню, к таинству Евхаристии, как торжественному примирению с Богом и возвращению в недра церкви. Видимые действия таинства исповеди: устное исповедание грехов со стороны кающегося, разрешение со стороны принимающего исповедание в грехах, возложение епитрахили на главу кающегося, чтение священником разрешительной молитвы.
Господь проявлял особую отеческую любовь к тем, кто исповедовал грехи и оставлял злые дела свои. Внутренний ход истинного покаяния трогательно изображен Иисусом Христом в притче о блудном сыне (см. Л к. 15, 11—32).
Чтобы получить прощение грехов, необходимо сожаление, сокрушение в своих грехах, сознание своей виновности пред Богом и своего недостоинства пред Ним; главное условие покаяния — это исправить свою жизнь, примириться со всеми людьми и надеяться на милосердие Божие. Особое благоволение Божие и прощение грехов кающийся получает за любовь к Богу и ближним (см. Лк. 7, 48; 1 Петр, 4, 8).
Для искреннего покаяния, любви к Богу и ближним необходима глубокая вера в Христа Спасителя как Искупителя. «О Нем все пророки свидетельствуют, что всякий верующий в Него получит прощение грехов именем Его» (Деян.10, 43).
В некоторых случаях священник может налагать «епитимию» (это греческое слово означает «запрещение»); подразумевается запрещение приступать к Таинству Евхаристии на тот или иной срок, в зависимости от тяжести содеянного греха, глубины и искренности раскаяния. Это время дается для покаяния, для усердной молитвы, для совершения добрых дел. Епитимия имеет исправительный, воспитательный, врачебный характер, это врачевание грехов, преодоление греховных привычек и пороков. Таинство Покаяния повторяется неоднократно. Церковь учит глубоко верить в неисчерпаемость Божественного милосердия и чаще прибегать к его врачебной силе. Это таинство называется вторым крещением, крещением слезами. Это своего рода баня для очищения совести.
Рассмотрим, при каких обрядах совершается исповедь. На аналой полагается святой Крест и Евангелие; зажигается свеча. Подходит кающийся, совершает три поклона. Крест и Евангелие, находящиеся на аналое, означают, что здесь невидимо присутствует Сам Господь. В Евангелии Он призывает всех к покаянию, а на Кресте Он пострадал за наши Грехи; Сам Господь принимает исповедь, Сам прощает грехи кающемуся. Сам Господь, как всеведущий, обличает его грехи. Священник же является только свидетелем. Кающийся исповедует, открывает, рассказывает все свои грехи не священнику, а Самому Богу. Пред ним стоит Сам Христос-Спаситель и выслушивает его грехи. Ни бояться, ни стыдиться священника не нужно.
Открывая Богу на исповеди свою душу, кающийся должен представлять, как будто он предстоит перед Господом, — каяться так, как бы вы каялись пред смертью, чтобы немедленно предстать на суд Божий, — не скрывать и не утаивать ничего пред этим великим чудом, какое здесь совершается. Священник связывает грешника, как человек, на земле, а Христос Спаситель, как Бог, в то же время связывает его на небе. Священник, как человек, разрешает и прощает кающемуся грехи на земле, а Христос Спаситель, как Бог, в то же время прощает грехи на небе. Горящая свеча пред святым Крестом и Евангелием означает торжество и радость христианской Церкви, с которыми она принимает под свое покровительство кающегося грешника, — означает возведение кающегося из тьмы смрадной, греховной к свету истины, чистоты, невинности и блаженства. Кающийся с глубоким сокрушением и смирением совершает поклоны.
Духовный отец подводит хотящего исповедаться к иконе Господа нашего Иисуса Христа. Здесь икона имеет символическое значение. Церковь, устами священника, указывает на икону, изображающую “невидимо предстоящего Христа, приемлющего исповедание” кающегося. Священник, говорит о себе, что он есть лишь свидетель: “внемли убо: понеже пришел еси во врачебницу, да не неисцлен отидеши”. Исповедь сравнивается, символически, с врачеванием и потому, что при лечении обыкновенно, высказывают врачу о болезни своей правдиво, отвечают искренно и объясняют сокровенное; так и при исцелении духовном сердце истинно сокрушенное не скрывает ран, причиненных грехом. Кающийся, сознавая, что “отдел своих несть пластыря приложит” (своему гибельному духовному состоянию), “ни обвязания”, прибегает к единому Спасителю и Господу.
Духовный отец приводит исповедующегося неоткровенна, т.е. с открытым лицом. Этим выражается состояние искренно кающегося, который не должен прикрываться, оправдываться и утаивать чего-либо пред отцом духовным, как свидетелем Христовым и служителем Бога кающихся, — слугой Самого Искупителя, внемлющего грехи мира. Сложив руки к груди, с поникшею головою, в знак своего глубокого смирения, благоговения и недостоинства, кающийся открывает все свои грехи духовному отцу, как они есть, ничего не скрывая и не утаивая, — рассказывает все свои грехи, с глубоким сокрушением, с живой верою в Господа Иисуса Христа и крепкой надеждой на милосердие Божие, — с твердым намерением не повторять тех грехов, в которых раскаивается. Когда кающимся исповедано будет все обременяющее совесть его, то духовник говорит ему: “от сих всех должен еси блюстись, понеже вторым крещением крещаеишея по таинству христианскому, и положиши начали благое Ногу помогающу ти; и став на колени ныне преклони главу твою и приложи руце к груди твоей и помолись к Господу”.
Крестообразное сложение рук на груди выражает сердечное сокрушение пред Господом и означает решимость на преломление воли своей или распинание ветхого в себе человека, а также самопредание Спасителю, за нас предавшемуся на распятие. Преклонение главы выражает покорность воле Господа своего, Которому прощенный Им, примиренный с Богом отдает себя в собственность всецело. Разрешая покаявшегося от исповеданных грехов по власти от Спасителя данной, иерей возлагает на главу исповедника епитрахиль и руку свою, осеняя Крестным знамением, разрешающим вину греховную.
Епитрахиль означает Христово иго, которому подчиняется разрешаемый; покрытие епитрахилью выражает, что грехи покаявшегося покрываются милосердием Искупителя. Покрывая нас епитрахилью, сам духовник символизирует собой покров Единого Ходатая и Спасителя. Покаявшийся и разрешенный повергается, после того, пред святым Евангелием и святым Крестом, чрез целование которых обязуется жить по воле Спасителя, сочетаваясь с Ним, как при первом вступлении своем в Церковь. Сила святого крещения восстанавливается покаянием, составляющим с крещением одно целое, как и в самом крещении совершается оставление грехов по сказанному: “исповедую едино крещение, во оставление грехов”.
Исповедание согрешений перед священнослужителем, после чего священник читает молитву и во имя Пресвятой Троицы отпускает грехи кающемуся.
С искренним раскаянием и сокрушенным сердцем, с чувством прощения всех, согрешивших против нас.
Как доехать ?
Проезд от ст. метро Каменная горка:
троллейбусы: 13, 18, 21
автобус: 42