Организация похорон в условиях современного города чаще всего осуществляется по-граждански. Однако не следует пренебрегать церковной молитвой об усопшем и проведением отпевания священнослужителем.
Гражданский ритуал обычно совершается за пределами дома. Во-первых, в квартире трудно расположить гроб с телом; во-вторых, еще труднее его вынести с высокого этажа; в-третьих, малогабаритная квартира не может вместить всех, кто пришел сказать последнее «прости». Поэтому прощание с покойным происходит, как правило, в специально для этого оборудованных ритуальных помещениях при моргах, крематориях. Для православного христианина конечно лучше совершить это в храме. Ритуальное агентство, предоставляющее ритуальные услуги занимается оформлением документов, приготовлением могилы, изготовлением гроба, венков, покрывал и всего остального. Специально выделенный организатор ритуала или похоронный агент руководит проведением гражданской панихиды, предоставляет слово для прощания.
Обычно после оповещения общественности о месте и времени проведения панихиды (храм, площадка на кладбище, дом покойного) и месте захоронения определяются лица, которые должны нести крест, гроб, венки, ордена, портрет.
Венки и цветы располагают у гроба, ордена — у портрета. Если есть почетный караул, то его место — по обеим сторонам гроба. Родные и близкие находятся справа от гроба, если смотреть со стороны изголовья; остальные — слева.
Гражданская панихида обычно проводится в траурном зале или непосредственно на кладбище. После того как почести и последний долг покойному возданы, гроб с телом под траурную музыку опускают в могилу.
Желательно выразить ненавязчивое соболезнование родным и близким покойного, предложить свою помощь, услуги. Естественно, что на похоронах надо быть в темной, неяркой одежде, не разговаривать громко. Мужчины обнажают головы. Если на открытом воздухе низкая температура, голову позволяется обнажать лишь во время опускания гроба в могилу. После погребения члены семьи устраивают поминальный обед.
Вдова обычно носит траур до года. Он называется глубоким. В это время на ней только черная одежда, отсутствуют какие бы то ни было украшения; она не посещает увеселительных заведений.
Вдовец носит траур полгода. Дети: полгода — глубокий; три месяца — обыкновенный и три месяца — полутраур по родителям; полугодовой (по три месяца — глубокий и полутраур) — по дедушке, бабушке, братьям и сестрам. Летом можно носить и светлую одежду, но с черной лентой.
Еще до отпевания в церкви, сразу после омовения и одевания покойного, читается «Последование по исходе души от тела». Пока умерший остается непогребенным, над телом днем и ночью читается Псалтирь — книга псалмов. До погребения же в храме заказывается панихида (с греческого — «всенощное пение»), чтобы помочь душе в ее испытаниях. Перед выносом гроба, примерно за час, еще раз читают «Последование по исходе души от тела». Гроб выносят с пением Трисвятого; лицо умершего должно быть обращено к выходу.
Похоронную процессию начинает человек, несущий в руках Распятие. За ним несут крышку гроба, затем — сам гроб, за которым первыми идут родственники. Как правило, на кладбище гроб вносится в центральные ворота, даже если могила для умершего находится вблизи ограды и к ней можно подойти без всяких препятствий. У могилы происходит последнее целование, после чего гроб закрывают и опускают. Веревки или полотенца, на которых опускали гроб, тоже бросают в могилу. Платки, которыми были повязаны предплечья несших гроб, остаются им.
Если человек тяжело болен или чувствует, что умирает, он просит привести к нему священника, который совершает таинства Покаяния, Причащения и Соборования (Елеосвящения). Умирающий должен исповедаться, после чего священник отпускает ему грехи чтением разрешительной молитвы, покрытием головы епитрахилью и возложением рук. По особому чину совершается у постели тяжелобольного или умирающего и таинство Причащения (или Евхаристия). Священник, отпустивший умирающему грехи, читает молитвы и, причащая, произносит: «Причащается раб Божий (такой-то) Честнаго и Святаго Тела и Крове Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, во оставление грехов и в Жизнь Вечную».
Таинство Елеосвящения (или Соборования) длится долго, и если больному стало очень плохо, оно может быть прервано для Причащения. Таинство Елеосвящения проводится семью священниками или одним — семь раз. Сначала освящается елей, то есть читают над ним молитвы и благословляют. Затем зажигаются семь свечей. Елеем семь раз помазывают больного и просят Бога об исцелении. После каждого помазания задувается одна свеча. Как помазание, так и тайносовершительная молитва «Отче Святый, Врачу душ и телес…» совершается семь раз. Затем священник совершает обряд возложения Святого Евангелия на голову больного. Евангелие раскрывается и возлагается раскрытыми страницами. Это как бы возложение самой руки Спасителя, чем он не раз исцелял больных во время своей земной жизни. При этом священник молится, а елеепомазанный повторяет: «Господи, помилуй»! Завершается таинство тем, что елеепомазанный целует Евангелие, а священник читает молитву.
Когда душа умирающего уже разлучается с телом, совершается «Канон на исход души». Канон — это составленное по определенному правилу собрание молитв-песен, которые делятся на ирмосы и тропари. Полностью этот канон называется так: «Канон молебный ко Господу нашему Иисусу Христу и Пречистой Богородице Матери Господни при разлучении души от тела всякого православного». Этот канон еще называют отходной молитвой; он читается от лица человека, который разлучается с душой и уже не может говорить. Если священника нет или он не успевает к умирающему, канон может читать и мирянин (кроме тех прошений и молитв, перед которыми стоит пометка: иерей).
Это — один из поэтичнейших канонов. Например, тропарь (прошение): «Видя близкий конец своей жизни, вспоминая непотребные мысли, поступки души моей, люто уязвляюсь стрелами совести. Но Ты, Всечистая, милостиво склонившись к душе моей, будь мне ходатаицей пред Господом».
Отходная молитва читается, чтобы избавить человека от чувства страха перед смертью и теми испытаниями, которые ждут его душу. Если человек страдает, мучительно умирая, можно прочитать канон « Чин, бываемый на разлучение души и тела, внегда человек долго страждет». Если же покойника отпевают в церкви, то когда гроб вносят в церковь, звонят погребальным звоном. Тело умершего в храм несут родные и близкие. В храме гроб ставят против царских врат, ногами в сторону алтаря, и по четырем сторонам возжигают светильники. Отпевание состоит из чтения Священного Писания, разрешительной молитвы, прощания близких с покойным и предания тела земле.
В песнопениях отражена вся судьба человека. Отпевание начинается с 90-го псалма, затем следует 118-й, новозаветные тропари, канон, погребальные стихиры, чтение Евангелия. Свиток с разрешительной молитвой священник вкладывает в правую руку усопшего, который отпускается в загробную жизнь. Далее следует последнее целование — прощание с покойным. Родные обходят гроб, просят прощения, целуют венчик на лбу умершего. Под возглашаемую «Вечную память» священник крестообразно посыпает закрытое простыней или покрывалом тело. Гроб закрывают, и теперь уже открывать его не разрешается. Выносят гроб из церкви ногами к выходу, под пение Трисвятого.
Гроб располагают так, чтобы покойный лежал лицом к востоку. Отпевания лишаются самоубийцы, разбойники и некрещеные. Младенцев (к ним относят детей до семи лет) отпевают по особому чину, который короче отпевания взрослых. Чтобы в храме не возникло недоразумений и организация похорон прошла правильно, необходимо взять с собой свидетельство о смерти и по просьбе священника предъявить его.
Как доехать ?
Проезд от ст. метро Каменная горка:
троллейбусы: 13, 18, 21
автобус: 42