Проскомидия начинается следующим образом: совершив три поклона перед жертвенником с молитвенными словами: «Боже, очисти мя грешнаго и помилуй мя, искупил ны еси от клятвы законныя», священнослужитель приступает к совершению проскомидии. Дьякон прежде всего напоминает о начале священнодействия словами: «благослови владыко». Священник произносит: «благословен Бог наш, всегда, ныне и присно, и во веки веков», и тем начинает чтение 3 и 6 часов и проскомидии, которая значит приношение.
Говоря о просфорах, из которых сейчас вынимаются частицы за святых, живых и умерших, мы должны сказать, что появление их произошло по следующим обстоятельствам: в первые века Христианства, приносимы были хлебы от каждого христианина, пришедшего участвовать в таинстве Евхаристии. Но так как для таинства Евхаристии необходим был один хлеб, то священник брал для священнодействия из всех приношений одну часть или просфору, чтобы вынуть из нее частицы для святого Агнца.
Кроме этого древние христиане приносили просфоры в воспоминание и тех святых древних времен, мощи которых находились в церквях, да их молитвами посетит Бог на их приносимую жертву; или просили молитв церкви о себе, равно как и о сродниках как живых, так и умерших, в той уверенности, что эти приношения, по словам Августина, «послужат для не совсем дурных очищением от грехов, а для совершенно злых не принесут пользы, единственно, по причине их упорства во зле, служа только утешением для живых; для совершенно же добрых приношения служили благодарением».
Вынимая из всех приношений частицы, святая церковь поминала поименно и того, кто принес просфоры и того, за кого принесены. О приношениях к алтарю упоминает Дионисий Ареопагит, Иоанн Златоуст и Епифаний Кипрский, Иоанн Златоуст говорит: «по возношении на Божественный жертвенник поклоняемых даров, там молитвы всегдашние за тебя, хваления и собрания, за тебя каждую неделю просфора». В другом месте они уверяют нас, что «не напрасны приношения об умерших бывают, не напрасны мольбы: все это Дух Святой заповедал. Не просто дьякон взывает: о иже во Христа усопших, вся с верою бывают».
В Русской Церкви до 16 века преобладающее число просфор на проскомидии было неопределённо. Тогда употреблялось 7, 6, 5 и 3 просфоры. Чтобы оказать особенное внимание, как знак почтения и уважения к Царской особе и Патриарху, вынимали частицы из четвертой просфоры в воспоминание одного Государя, из пятой – Патриарха, из шестой – имена живых, записанных в диптихи, а из седьмой имена умерших православных христиан. В Новгороде, где не было князей, вынимали частицы из шести просфор. Вообще в древних русских служебниках находятся указания о числе просфор неопределенно. Вследствие этой неопределенности была возможность увеличить частным лицам число просфор для проскомидии.
В этих служебниках обыкновенно после четырех просфор, число которых ясно обозначено, об остальных просфорах говорится таким образом: «также прием паки просфору и поминает князей, игумена и всех живых. И паки прием просфору поминает усопших». Такая неопределенность выражения в служебниках относительно числа просфор, могла соблазнить русского переписчика служебника 15 века и навести его на ту мысль, что здесь говорится о шести просфорах: на четвертой просфоре, в этом случае, должно было поминать только Епископство и весь священнический и дьяконский чин, на пятой Князей, Игумена и всех живых, а на шестой всех усопших.
Таким образом неопределенность выражения некоторых служебников относительно числа просфор могла служить, и, может быть, действительно служила к увеличению числа их на проскомидии, вместо пяти, шести просфор и семи.
При совершении проскомидии на пяти просфорах вынимание частиц происходило такое же, как и в настоящее время. При совершении проскомидии на трех просфорах, на последней из них поминались святые, живые и умершие. Частицы из нее вынимались крестом. На верхней стороне части просфоры поминались Святые, на нижней — епископство и весь священнический чин, с правой стороны Цари, бояре и Игумен, если Литургия совершалась в монастыре, потом все живые, на левой — умершие.
Особенно в совершении проскомидии бесцеремонно относился Новгород в 15 столетии. Там, по случаю знамения от иконы святых мучеников Гурия, Самона и Авива архиепископом Новгородским Иоанном, вместо присяги для отыскания виновных в краже, предложен был особенный указ о проскумисании святым исповедникам. В этом указе сказано: «если у кого что-нибудь будет украдено или на кого либо будет подозрение: вы, священники, велите испечь крестообразную просфору и изобразить четыре креста.
Потом, входя в церковь (для совершения Литургии), читайте молитву святым исповедникам, а другую, войдя в церковь, перед иконой святых, а третью на проскомидии, при вынимании из просфоры частицы, произнося: святые Божии исповедники: Гурие, Самоне и Авиве, Диаконе, как некогда милосердием Божиим вы возвратили, девицу в Эфес; так и ныне сотворите чудо для притекающих к вам с верой, потерпевшим ущерб помогите, виновных обличите, уста злодеев заградите.
Потом, вынимая первый крест из просфоры, нужно говорить: «се имя Божие пишется на хлебце молитвами святых Божиих исповедников, в честь и славу святого Гурия, вынимая второй крест – в честь и славу святому Самону, вынимая третий крест – в честь и славу святому Авиву дьякону, вынимая четвертый крест, нужно поминать имена тех, которым приложатся вынутые части на обличение виновных».
Таким образом чин вынимания частиц из просфор на проскомидии в известных случаях видоизменялся до некоторой степени. Но нужно сказать, что такое обыкновение существовало не долго. Одним словом, вопрос о числе просфор, употребляемых при совершении святой Евхаристии и для вынимания из них частиц, возник в отечественной церкви с известного времени.
Хотя ревнители старины и утверждают, что в древней русской церкви проскомидия совершалась на семи просфорах; но, рассматривая памятники древности первых веков, мы не найдем ни одного достоверного памятника категорически решающего этот вопрос в пользу ревнителей старины; скорее все они свидетельствуют что Православная церковь никогда не возбуждала вопроса по этому предмету и не придавала числу просфор существенного значения. Новгородский Митрополит Нифонт отвечает вопрошающему его, что церковь считает существенной одну просфору, с которой, нужды ради, дозволялось совершать литургию, ту просфору, из которой вынимается Агнец.
Вот существенный ответ Нифонта. Обычай совершать проскомидию на пяти просфорах согласовался с числом приношений. В Софийском служебнике 12 века сказано: «агнец, Богородичная, святых, за здравие и за упокой». В служебнике 12 века Антониева монастыря, после описания действий над главной просфорой, далее сказано – а) молитва «да приимет Господь жертву в честь святого; б) молитва – «да приимет о здравии и спасении; в) молитва – «да помянет Господь души усопших»; но о главной и Богородичной просфорах ничего не говорится, считая их столь известными, что не могло быть о них и речи. Служебники 13, 14 и 15 веков с полной ясностью показывают, что проскомидия в то время совершалась на 5 просфорах.
Как доехать ?
Проезд от ст. метро Каменная горка:
троллейбусы: 13, 18, 21
автобус: 42