Так как Церковь видит брачный союз мужчины и женщины как образ союза Христа с Церковью, то идеальный христианский брак считается нерасторжимым. Церковь вместе с этим предлагает средство к достижению идеальной семейной жизни – божественную благодать таинства Венчания и других церковных таинств. Поэтому первая христианская Церковь, строго придерживаясь взгляда на брак как единобрачие, в лице некоторых отцов и учителей Церкви, заповедовала вдовцам не жениться, а вдовам не выходить замуж.
Большим препятствием к восприятию всеми людьми христианского взгляда на брак служит то обстоятельство, что брак старше по времени Христианства и принят был последним уже в сложившихся формах. Закон о браке сложился не всецело под влиянием Христианства, но также и на основании обычаев установленных практикой брачной жизни человечества за все время его существования на земле.
Во внимание к слабостям человеческим святой апостол Павел признает возможность, что после смерти брак прекращается, и тот, кто остался вдовым может снова вступить в брак. Далее Церковь посчитала возможным освободить от брака одного из супругов, если другой неспособен продолжать брачный союз или продолжительное время отсутствует. Супружеская неверность разрушает чистоту брака и может быть причиной расторжения брака.
Актуальность развенчания возникает при желании повторно совершить таинство Венчания после вступления в новый брак. Церковный развод может быть допустим в тех случаях, когда нет возможности сохранить семью. После церковного развода возможно повторное вступление в брак для невиновного в разводе супруга.
Часто приходится слышать вопрос: как можно развенчаться в Церкви или как расторгнуть церковный брак? Однако в Церкви такого понятия как развенчание нет. Не существует и особого обряда или последования, которое могло бы аннулировать совершенное венчание в церкви. Для того чтобы расторгнуть Церковный брак, необходимо обратиться в епархиальное управление. Каждый вопрос о предоставлении церковного развода или развенчании, решается индивидуально.
Брак прекращается со смертью одного из супругов или по причине признания брака недействительным с самого момента его заключения (отмена брака), или же вследствие расторжения действительного и законного брака (развод).
Церковное законодательство во все времена было вынуждено учитывать реальные обстоятельства меняющейся жизни.
Так, в синодальную эпоху поводом к разводу служили следующие причины: прелюбодеяние, то есть половая связь одного из супругов с посторонним лицом — была ли эта связь продолжительным действием или единичным фактом; физическая неспособность к брачному сожитию.
Последствием развода вследствие признания супруга неспособным к брачному сожитию является воспрещение ему нового брака навсегда; безвестное отсутствие одного из супругов в продолжение 5-ти лет и более.
Поместный Собор Русской Церкви 1917-1919 гг. принял особое «Определение о поводах к расторжению брачного союза, освященного Церковью», в котором, помимо вышеперечисленных, указывались и следующие причины развода:
Относительно современного положения вещей нужно сказать, что все бракоразводные дела рассматриваются гражданскими судами, однако это не освобождает православных христиан от обязанности расторгать свой церковный брак и по суду церковной власти, то есть через епископа. При расторжении церковного брака правящий архиерей не обязан проводить судебное разбирательство. Он основывается в своем решении на постановлении гражданского суда, показаниях самих супругов и их духовника.
Как доехать ?
Проезд от ст. метро Каменная горка:
троллейбусы: 13, 18, 21
автобус: 42