Храм святителя Спиридона, в котором почивают святые мощи покровителя Керкиры, представляет собой особенно интересный памятник, архитектурный стиль которого вписывается в традиции Ионических островов.
Находится он между улицами святителя Спиридона и Калохэретиса (в эпоху венецианского господства назывались сalle del Santo и volto del Santo cooтветственно), которые принадлежат к части города с интенсивной линейной дорожной сетью, начинающейся от Спианады и расходящейся лучами от центра Старой Крепости. На эти две улицы выходят протяженные стороны храма, другие стороны территории, на которой он располагается, граничат с городской частной застройкой, как это обычно бывает с храмами густонаселенных районов, где почти никогда все четыре стороны не бывают свободными.
Хотя прямо перед памятником нет открытого пространства (как в других случаях, например храма Божией Матери Кремасти), приблизительно у входа в центральную часть храма улица Калохэретиса пересекается с удлиненной площадкой (лежащей чуть ниже из-за уклона почвы), за которой следует большая по величине площадь (во времена венецианского господства она называлась площадью Цистерн, а сейчас — Героев кипрской борьбы). Площадь была расположена симметрично по отношению к храму, но возведенное в середине XIХ века здание Ионического Банка заняло большую ее часть, искажая осевое расположение и препятствуя свободному обзору памятника.
Нынешнее здание церкви в честь святителя уже второе по счету. Первый храм был построен между 1527 и 1531 гг. Стаматиосом Вулгарисом (получившим ктиторское право на святые мощи в качестве приданого жены) и находился вне границ «внешнего города» в пригороде Сароко, на месте «Куконария». Он был разобран в 1575 году вместе с другими зданиями в связи с постройкой окружной стены, после завершения которой в 1588 году поселение получило статус новейшей столицы острова. Владельцы снесенных зданий, в том числе и ктиторы храма, были компенсированы венецианской администрацией и в 1577 году получили участки внутри нового городского пространства. На новом месте первоначально было возведено временное сооружение из досок, куда и перенесли святые мощи, богослужебные сосуды, облачения и иконы из первого храма, а затем началась постройка здания на пожертвования христиан, как местных так и из других мест.
Для наблюдения за работами и распоряжения финансами, предназначенными для строительства, были назначены специальные инспекторы, избрание которых было утверждено правлением острова. Согласно сведениям керкирского историка XVII века Андреа Мармора, храм был завершен в 1589 году — это дата его освящения (то есть 1 год спустя после начала работ), а через год была закончена постройка очень высокой колокольни в северо-восточном углу храма.
Во всяком случае, из ряда более поздних документов по выбору инспекторов по «постройке храма» (1594, 1396 и 1601 годы), следует, что в 1589 году сооружение храма еще не было завершено полностью (согласно А. Цицасу, постройка храма и колокольни была завершена, скорее всего, после 1630 года, поскольку в то время продолжала еще существовать «Касса строительства — саssa della fabrica»).
Независимо от того, когда в общих чертах завершилось возведение храма (совершение освящения указывает на то, что строительство находилось на значительно продвинутом этапе, а с другой стороны, понятно, что сбор средств был постоянной заботой, имевшей в виду и текущие нужды храма), впоследствии в нем, как и во многих других церковных зданиях города, непременно имели место различные дополнительные работы, изменения и улучшения, как в период венецианского господства, так и в XIX веке. Хотя данных относительно истории строительства и основных изменений в здании храма, подтверждаемых источниками или экспертизой, очень мало, ниже будет предпринята попытка общего очерка этого процесса, в соотнесении и с аналогичными примерами других храмов города.
Храм следует типу, в целом преобладающему в храмовом зодчестве ионических островов (как православном, так и католическом), а именно: однонефной базилики с черепичной деревянной крышей. Алтарь отделяется от остального храма высоким мраморным иконостасом. На восточной стене расположены три полукруглые конхи: одна больше других напротив центральной части, где находится престол (с типичной для Керкирского храмового зодчества каменной сенью), и две меньшего размера — напротив жертвенника и диаконника соответственно.
В западной части храма располагается притвор (который тремя сводчатыми арками соединяется со средним храмом) с находящейся сверху женской половиной, а сбоку некогда жильем владельцев храма и священников. Из жилой части есть прямой доступ в храм через расположенный в центре западной стены притвора дверной проем, через который проходит деревянная лестница и подъем на женскую половину (в наши дни в этой части храма находится только хор). К востоку, от стены храма продолжаются, образуя замкнутое пространство, перед которым, примыкая к северо-восточной части строения, возвышается башня колокольни. К востоку и к западу от колокольни расположен ряд небольших строений, предназначенных для служебных нужд храма.
Средний храм, который занимает центральную и большую часть здания, имеет внутри размеры 9,60 х 20,20 м (то есть характерные для храмов того периода пропорции 1:2 приблизительно). Вместе с алтарем (измеренным по оси центральной конххи) длина храма внутри достигает 26,20 м, а вместе с притвором 35,20м, то есть речь идет о значительно удлиненной конструкции. Пол, как это вообще бывает, трехуровневый: самый уровень в алтаре, средний доходит до поперечной оси, высокий на этом уровне открываются оба основных дверных проема: северный и южный.
Центральная часть алтаря под деревянной крышей (которая продолжается до восточной стены и находится на высоте 10,50 м от той точки, где самый низкий уровень пола в храме) перекрывается, кроме того, сферическим сводом (щит на помпонах, основание которого располагается на высоте 5,10 м от уровня пола, приподнятого на 0,80 м) на который опирается купол меньшего размера; конструкция соединяется с иконостасом, изготовленном в XIХ в., и, по всей видимости, принадлежит к одному с ним времени. Сводчатая крестообразная конструкция перекрывает также и диаконник, получивший вид невысокой крипты, где в серебряной раке почивают мощи святителя.
Средний уровень пола отделяется от остальной части среднего храма мраморным парапетом с рядом небольших колонн (баллюстр) встречается в основном в латинских церквах города в качестве низкой перегородки, отделяющей пространство алтаря от остального храма. В северной стене, рядом с иконостасом, там, где в других случаях находится аналой, имеется дверь, открывающая доступ к подсобным помещениям и к лестнице, ведущей на амвон. Часть алтаря со стороны жертвенника боковой дверью также сообщается с подсобными помещениями.
Длина двора составляет 11,10 м от восточной Стены храма или 9,30 м от оси центральной конхи (то есть почти столько же, сколько притвор). Сторона корпуса построенной в виде башни колокольни составляет 4,50 м (ниже на улице святителя Спиридона корпус расширяется по наклонной поверхности), а высота колокольни — приблизительно 42 метра.
Толщина стен варьируется от 0,60 м (в районе притвора) до 0,80 м. Жилые помещения Вулгарисов (которые выступают с обеих сторон по ширине храма) имеют внешние размеры приблизительно 15х6,20 м.
Притвор вместе с женской половиной представляет собой позднейшую пристройку, дата сооружения которой неизвестна, но, во всяком случае, это произошло в период венецианского господства, как можно судить по внешнему виду проемов, а также и по карте конца XVIII века. данный факт подтверждается как меньшей высотой этой постройки, так и внешне заметной старой границей всего сооружения (сегодня это граница среднего храма) с характерными угловыми камнями. Первоначально на этом месте, должно быть, располагался небольшой Двор, соответствующий тому, что есть на восточной стороне, проем же, ведущий сегодня из притвора в жилище Вулгарисов (каменное обрамление которого увенчано зубчатым навесом, хотя и частично разрушенным, показывает, что это был проем фасада) вел в это здание со двора.
Внешне храм имеет очень простую форму, как и почти все прочие городские храмы, не подчинённые следованию какому-либо архитектурному ордеру. Главным украшением фасадов являются пластически оформленные дверные входы, в то время, как поверхности стен, небрежной кладки, покрыты штукатуркой, и только по углам здания видны шлифованные каменные блоки. Доступ в средний храм происходит через два похожих между собой дверных проема, расположенных, как уже говорилось выше, на северной и южной сторонах, по поперечной оси храма. Надпись на южных дверях, поврежденная, к сожалению, в той значительной части, что обозначает дату, указывает имя жертвователя:
+Жертва Ге[оргия] Коккина
[Спа]сителя
Резные обрамления проемов (из белого синийского камня) типичны для эпохи Возрождения и сочетают мотив арки с балкой на столбах. Их арочные архитравы опираются на парные пилястры, а по бокам обрамляются парными колоннами токсанско-дорического ордера, которые поддерживают антаблемент (с триглифами и метопами) и треугольный фронтон. Для доступа в притвор непосредственно с улицы с каждой стороны имеется дверной проход таких же размеров, но более простой, арочный, в роде тех, что приняты в городских постройках эпохи венецианского господства, в то время как внутри каждого входа имеется деревянное устройство для сдерживания ветра.
Для освещения пространства среднего храма на длинных его сторонах расположены по три высоких, стрельчатых окна, из которых среднее находится над осью центрального дверного проема. Стрельчатые притолоки с подчеркнутым замком опираются на косяки, их окружает прямоугольное обрамление, на котором непосредственно покоится карниз. Свет в притвор поступает через два прямоугольных окна в незатейливом каменном обрамлении, а в женскую половину — из четырех прямоугольных окон подобной же формы.
На оси фронтона с западной стороны среднего храма имеются, кроме того, два слуховых окна, из которых одно большое круглое усиливает освещение внутреннего пространства и выше на барабане фронтона, а другое, в форме эллипса, которое используется для освещения и вентиляции кровли. На восточной стороне, кроме типичного стрельчатого окна центральной конхи, над конхами жертвенника и диаконника расположены два прямоугольных окна.
Колокольня завершается открытым во всех направлениях этажом для колоколов, с двустрельчатыми окнами с каждой стороны, а венчают ее овальный купол и малое сооружение, напоминающее фонарь. Это самая высокая колокольня города и, по всей видимости, важнейшее техническое сооружение своей эпохи. Внешним видом она во многом напоминает почти современную ей колокольню церкви святого Георгия в Венеции (Сан-Джорджио деи Гречи), построенную в 1587 году Бернардино Онгарином по плану Симона Сорелла. Эта схожесть вполне объясняется теми связями, которые существовали между греками митрополии и жителями Керкиры.
На восточной стороне здания колокольни в стену вмонтирована таблица с надписью 1642 года, скорее всего не имеющей отношения к истории постройки здания; А. Цицас однако рассматривал ее как возможное свидетельств о времени завершения строительства.
Жилище Вулгарисов, трехэтажное сегодня здание с мансардой (с тремя окнами на каждом этаже и балконом на втором этаже с северной стороны), приобрело нынешний вид (без балкона, который позднейшего происхождения) в середине XIX века, как это следует из проекта разрешения на строительство, подписанного архитектором Ф. Ривелли, и датируемого 1854 годом, который сохранился в архиве округа Керкиры (согласно этому проекту северная часть здания до тех пор была двухэтажной, а южная — трехэтажной).
В отличие от скромного внешнего вида внутреннее убранство храма чрезвычайно внушительно: переносные иконы, драгоценные реликвии и приношения (лампады, подсвечники и т.д). Поверхности боковых стен над стасидиями разделены на отдельные секции при помощи элементов, следующих морфологии эпохи Возрождения (пилястры коринфского ордера и полукруглые арки, оформленные, неизвестно впрочем когда, вытянутыми по штукатурке линиями и гипсовыми деталями); внутри секций чередуются большие стрельчатые окна, вставные иконы. В одно из этих отделений в северной стене встроен и амвон с ярко выраженными элементами стиля барокко.
Потолок, один из важнейших компонентов убранства, был некогда украшен 20 картинами с изображением сцен из жития святителя и совершенных им чудес, работа знаменитого художника Панайотиса Доксараса, выполненная в 1727 году. Картины были обрамлены тяжелыми изогнутыми карнизами (первый пример использования этого декора в православном храме), а в живописи усматривается определенное воздействие потолочных росписей в зале Большого Совета (Maggior Consiglio) во Дворце Дожей (и главным образом центральнОго изображения, тема которого — «Апофеоз Венеции», работа П. Веронезе, XVI век).
В 19 веке поврежденные влажностью картины Доксараса были заменены копиями, выполненными керкирским иконописцем Николаем АспИОТисом в 1850-1871 гг36, Потолок храма до 1727 года, по всей видимости, был лишен какого-либо декора, открыто виднелись балки, поддерживающие кровлю (как это, должно быть, имело место и в других городских храмах) 3/, в то время как вообще интерьер храма был прост, иконы на стенах отсутствовали, согласно изображению храма на картине 1724-1726 (где так же просматриваются старый иконостас, амвон на северной стене и мраморный парапет, разделяющий средний храм надвое).
Современный иконостас, изготовленный из паросского мрамора в 1864 году, является работой архитектора М. Маурса, а старый был подарен некогда англиканскому храму святого Георгия Старой Крепости, когда, после объединения с остальной Грецией в 1864 году, он был обращен в православный. Новый иконостас, хотя отличается строгим неоклассическим стилем (с элементами коринфского ордера), в значительной степени напоминает иконостас храма святого Антония, спроектированный керкирским архитектором Александром Триволисом-Пиерисом и изготовленный из караpрского мрамора около 1753 года (двухрядный с изогнутыми крыльями во втором более узком поясе; создан, по всей видимости, на основании образца из сочинения Себастиана Серлио периода маньеризма, из которого, как известно, заимствовали элементы для оформления вида или отдельных частей здания в занятых Венецией землях). Иконы нового иконостаса являются работами художника Спиридона Просалендиса, сына знаменитого керкирского скульптора Павла Просалендиса.
Старый иконостас, сооруженный из синийского камня, разделен на четыре пояса, вместо обычных трех (возможно, из-за большой высоты храма. Двунадесятые праздники и святые Апостолы написаны Эммануилом Тзанесом в середине XVII века, а иконы местного ряда принадлежат кисти С. Сперандзаса. Внешний вид иконостаса передан со значительной точностью на картине 1724-26 гг., о которой мы уже упоминали выше, так что сведения о том, что этот иконостас заказан владельцами храма и выполнен в Венеции в 1773 году, неверны.
Женская половина отделена от среднего храма по направлению к восточной стороне высокой металлической решеткой, изогнутой внизу на внешнюю сторону. Старый пол храма, в который были вмонтированы надгробные плиты (пО всей видимости, с надписаниями), имевшие отношение и к членам семыи Вулгарисов, был заменен в 1857 году новым, из плит синийского камня, белого и красноватого цветов.
Наконец, изящный парапет с небольшими колоннами (баллюстрами) из белого камня, который разделяет средний храм на две части, так же заменил более старую конструкцию, и, согласно существующей надписи, есть дар Gio Pa[…Joli, изготовленный в Венеции в 1852 году Джакомо Спиера.
Как доехать ?
Проезд от ст. метро Каменная горка:
троллейбусы: 13, 18, 21
автобус: 42