Важным источником, как для церковной, так и для светской истории представляют собой надписи на приношениях, а также и в разных секциях храмов, являющиеся косвенными или прямыми свидетельствами о лицах и событиях. Сравнительное изучение этих надписей и их историческая документация очень часто предоставляют нам ценные сведения.
Исходя из такой точки зрения, в данной статье мы представим самые старые и наиболее важные пожертвования, украшающие священный храм святителя и чудотворца Спиридона, отмечая, помимо их художественной ценности, те исторические данные, которые они предоставляют нам, благодаря нанесенным на них надписям.
Не подлежит сомнению, что присутствие святых мощей святителя и чудотворца Спиридона на Керкире не только тесно переплелось с местной историей начиная со времени их прибытия на остров в 1456 году, но очень часто воздействовало на нее и определяло ее во многих отношениях (культурном, духовном, экономическом и др.).
Ковчегом, в котором сохраняются эти драгоценные предметы, является храм святителя Спиридона, находящийся в центре Керкиры (в районе Кукунария или Пиниа). Храм этот построили Артемий и Николай Вулгарисы «на пожертвования местных и иноземных христиан».
По свидетельству большинства историков, храм был освящен в 1589 году, но строительство его завершилось спустя несколько лет. в 1590 году началось сооружение высокой башнеобразной колокольни. В то время, после приблизительно сорокалетнего пребывания в других церквах города Керкиры, в храм были окончательно перенесены святые мощи святителя Спиридона.
Согласно тем данным, которые нам удалось обнаружить в отношении архитектурного развития храма, мы убедились, что в особых местах его сохранилось пять надписей (старых и новых). Первая надпись, на латыни, размещается на плите размером 45х75 см, вмурованной в нижнюю часть восточной стены колокольни.
Она гласит:
DOMF
ADMOVE VENERATOR OCVLVS
EN
ANTONII ADMIRANDI GIRARDI
SIMVLACRVМ
IPSE
DIGNITATE BА[Y]LVS EXISTENS
CORCYRAM AЕQVITATE REGEN[S]
RELIGIONEM PIETATE FOVENS
НОС
PRO PERENNIS SVI CVLTVS SIGNO
GLORIOSISSIMO SPIRIDIONI
DDD
ANNO E VIRGINEO PARTV MDCXLII.
Надпись информирует нас о том, что вайл Антонио Жирарди (1639-1641) в знак безграничного почитания святителя Спиридона принес в дар этот памятник (башнеобразную колокольню храма) в 1642 году.
Мы считаем своим долгом привести два возражения относительно подлинности этой надписи. Первое возражение происходит из труда А. Мармора, который сообщает нам, что колокольня была построена в 1590 году. Конечно, немного трудно представить, что такое сооружение было завершено в течение года. «По всей видимости, в 1590 году был заложен фундамент, и началось строительство, Однако закончено оно было по прошествии многих лет». Второе возражение опирается на свидетельство о том, что 21 сентября 1641года вайл Антонио Жирарди был заменен Киприаном Сивраносом. Конечно, оценивая вышеприведенную информацию, можно сказать, что срок приблизительно в пятьдесят лет для полного завершения колокольни выглядит вполне правдоподобным.
Вторая надпись расположена ровно над предыдущей. Она вмурована в восточную стену колокольни и принадлежит значительно более позднему времени (помещена в 1933 году).
Надпись, вырезанная на мраморной плите размером 35×60 см, гласит:
В 1933 ГОДУ
СООРУЖЕНА НА КЕРКИРЕ
ЛЕСТНИЦА КОЛОКОЛЬНИ
ПРЕДПРИЯТИЕМ Н. ВАСИЛАСА И А. КОКОТОСА
ПОД РУКОВОДСТВОМ ИНЖЕНЕРА
СПИР. ТИТТАСА
ПРИ ПОПЕЧИТЕЛЯХ
АНТОН. КОГЕВИНАСЕ
НИКОЛ. ПАИЗИСЕ
ХАРАЛ. ГАЛАТИСЕ
Речь идет о сооружении изящной внутренней лестницы колокольни, металлической и спиральной. Предоставляемая нам информация важна и в отношении прочих видов деятельности той эпохи.
Третья надпись (вырезанная) обнаруживается на южных вратах храма, снаружи, по центру фасада. Она значительно повреждена. По сохранившимся буквам можно предположить, что в ней упоминается жертвователь: Жертва Георгия Коккина…
Четвертая надпись (вырезанная) находится на белом мраморном парапете, отделяющим пресвитериум от среднего храма со стороны пресвитериума с правого края парапета. Надпись на итальянском языке, и по контексту можно прийти к выводу, что в ней говорится о жертвователе:
DIVOTA…..TA DI
GIO PA….. .OLI
AL GLORIO….[SPI]RIDIONE
ESEGUITA IN VENEZIA
DA GIACOMO SPIERA
IN XBRE 1852
Мы узнаем, что это дар Gio Pа…oli славнейшему Спиридону и что он изготовлен в Венеции Giacomo Spiera в декабре 1852 года.
Пятая надпись (современная) находится над Второй дверью внутреннего коридора помещений храма. Вырезанный на мраморной плите размером 46 х 96 см текст сообщает, что на протяжении 1998-2000 годов в храме производились серьезные восстановительные работы:
Сие священное место паломничества было восстановлено в 1998-2000 г. неусыпной заботой высокопреосвящ. Митрополита Керкирского, Паксийского и Диапонтийских островов г. Тимофея и членов управляющей комиссии архим. Евфимия Дуиса, Спиридона Десилласа Харидимоса Скиадопулоса, Стефана Пулиса.
Храм святителя Спиридона представляет собой однонефную базилику. Внешне он имеет простой вид, стесненный недостатком пространства, но внутри отличается великолепием и богатым декором. Храм располагает большим числом пожертвований, лампад, подсвечников, евангелий и церковных сосудов, по большей части золотых или серебряных.
Взгляд паломника особо захватывает урания — расписанный потолок храма. Он включает двадцать сцен, расположенных в равночисленных кессонах. Росписи заключены во впечатляющие резные рамы из позолоченного дерева, некоторые из которых имеют овальную форму, а иные вытянутую (в виде ладьи). По четырем углам расположены изображения четырех Евангелистов, над Престолом — Святая Троица, а в остальных кессонах — чудеса святителя Спиридона. Первоначальное исполнение этого шедевра (1727 г.) принадлежит происходившему из Лакедемонии иконописцу Панайотису Доксарасу (1662-1729). Это творение было охарактеризовано как «величайшее и лучшее из его произведений». К сожалению, время нанесло ему непоправимый ущерб, и между 1850-1871 гг. ансамбль был заменен точными копиями, выполненными керкирским художником Николаем Аспиотисом (1815-1891). Небольшая часть произведения П. Доксараса с изображением лика святителя Спиридона сохраняется в митрополичьей резиденции.
На копиях Николая Аспиотиса помещены две большие и две малые надписи. Первую надпись, заглавными буквами, мы находим в нижней части картины, изображающей Первый Вселенский Собор в Никее (Вифиния) 325 г. и расположенной над пресвитериумом. Надпись сообщает нам о жертвователях и священнике из владельческой семьи: На пожертвования православных крестьян заботой же и ревностью благочестивейшего графа священника Георгия Вулгариса обновлено.
Вторую надпись, строчными буквами, мы прочитываем в нижней части центральной иконы потолка, представляющей святителя, совершающего литургию в сослужении ангелов: «Ангелов имел еси сослужащих ти, священнейше». Надпись гласит: «Скопированы у приснопомятного Доксарасa Н. Аспиотисом керкирцем 1852 г.».
Третья, краткая надпись, заглавными буквами, читается в нижней части другой большой композиции, изображающей исцеление императора Констанция в Антиохии, и представляет собой подпись: Николай Аспиотис писал.
Четвертая надпись, заглавными буквами, расположена на второй иконе первого ряда (в левой стороне храма), изображающей чудо исцеления от паралича, которое произошло в 1769 году. Она гласит: 1871 год, выполнено Н. Аспиотисом. Надпись наводит нас на мысль о том, что данная работа является оригинальным произведением Н. Аспиотиса, поскольку в год, когда произошло чудо, П. Доксараса уже не было в живых.
Еще одна надпись находится на изображении, расположенном на передней (западной) стороне Св. Престола и представляющем свв. Жен-Мироносиц перед пустым Гробом Воскресшего Христа. В нижней части иконы приводятся имя жертвователя и год пожертвования: Моление раба Божия Николая Стиниса 1795.
Особым украшением, обогащающим храм, является изощренное, покрытое золотом металлическое заграждение женской половины. В его центре размещается геральдическая эмблема с изображением герба семьи Вулгарисов.
Справа от алтаря находится помещение, в котором хранятся святые мощи святителя Спиридона. Помещение расписано и внушает глубокое благоговение. Над ракой, в виде параллелограмма, подвешены десятки золотых и серебряных лампад разных размеров. Все они являются дарами святителю, выражающими благодарность за скоропоспешную помощь.
Внешняя рака мощей святителя Спиридона установлена в центре крипты на мраморном постаменте сложной работы. Орнаментированный серебряный корпус украшен двенадцатью вставными эмалями на темы из жития и чудес святителя. На задней стенке раки выгравирована надпись:
Изготовлена в австрийской Вене
в 1867 году
Ревностью и усердием ктитора (sic)
Почтеннейшего иеромонаха графа Георгия Вулгариса
Великого Протосингела Керкиры
При попечительстве
благородного господина Илиаса Василакиса
Внутри ее хранится внутренняя рака, заключающая в себе мощи святителя Спиридона. Она сделана из твердого дерева и облицована серебром и золотом. Металлические части несут рельефные изображения сцен из жития святителя. Дарственная надпись, начертанная по нижнему полю трех ее сторон, гласит:
Творение Марка Каваллиса
1770. Ноября первого
S. V. Kорфу
Настоящее подарено рабой Божией
Еленой Маруци Караиоанну, вдовой
Анастасия, в память и благодарение за
чудеса и благодати, совершенные
ей чудотворцем сим Спиридоном в год 1769.
Внутренняя рака заменила более древнюю из хрусталя, изготовленную в Венеции в 1605 году и пожертвованную храму киприотом Фомой Модзанегасом.
Снаружи, над южной дверью алтаря, ведущей в крипту святителя, установлена тронная диадема. Она венчает трон святителя, который поставляется у этой двери, когда святые мощи выставляются на трехдневное поклонение. Работа, по всей видимости, итальянского происхождения, несет на внутренней стороне дарственную надпись:
DONA DI MARIA VEDOVA
COVACHEVICH ALLA CHIESA
DI S. SPIRIDIONE IN CORFU.
Надписание свидетельствует о том, что тронная диадема есть дар вдовы Марии Ковачевич церкви святителя Спиридона на Корфу. Изготовлена она в середине XVIII века. Важные свидетельства предоставляют нам и главные лампады храма; характерно, что многие из них, являясь напоминанием того или иного события, поимённо запечатлены в словесном обиходе жителей Керкиры.
Лампада «Хора» (город)
Большая серебряная лампада, замечательное творение венецианских мастеров серебряного дела. Пожертвована жителями города (Хора, как и во многих местах, обозначает центральное селение области) в благодарность за снятие осады 1716 года.
Паникадило Cената Венеции
Состоит из одной большой серебряной лампады и шести малых, расположенных вокруг нее. Несет трижды повторяемую надпись на латыни, гласящую:
OB
SERVATAM CORCYRAM
DIVO SPIRIDIONI TVTELARI
SENATVS VENETVS
ANNO MDCСXVI.
Надпись сообщает нам, что паникадило подарено Сенатом Венеции (Senato Veneto) покровителю города святителю Спиридону за спасение острова от осады 1716 года.
Лампада Андрea Пизани
Самая крупная из находящихся в храме серебряных лампад, с гравированной латинской надписью:
DIVO
SPIRIDIONI TVTELARI
VTRAQVE CLASSE
PROTECTA
ANDREA PISANI SVPREMО
DVCE
VTRIVSQVE CLASSIS
NOBILES
EX VOTO
ANNO MDCCXVI.
В надписи говорится о том, что лампада пожертвована покровителю города святителю Спиридону офицерами венецианского флота и Генеральным правителем Андреа Пизани в 1717 году за защиту и спасение морских сил и острова в предыдущем, 1716 году. Относительно А. Пизани, надпись лампады запечатлевает эпизода из его жизни, связанный с грядущим ее концом.
Многолампадник (паникадило) Эммануила Теотокиса
Состоит из одной большой лампады и двенадцати малых, размещенных вокруг нее. Прекрасный образец керкирского серебряного дела. Многолампадник подарен бароном Эммануилом Теотокисом (1777-1837), выдающимся керкирским политиком и ученым, во исполнении обета, как мы узнаем из соответствующей надписи:
+ В Париже Франции находясь, претерпевавшем осаду русских и опасность сожжения, о возвращении на родную Керкиру и об обретении в живых матери + Елены и дочери Екатерины сей обет пожелал принести
Нашему святому покровителю Спиридону я, Эммануил Теотокис, который исполнил в году 1826: + согласно горячим просьбам о милости всем на земле сироты Левкимнии, преставившейся Ангелики, лишь несколько мгновений тому назад предавшей Богу свою душу.
В числе храмовых лампад состоят две серебряные славянского происхождения, являющие собой знаки широкого распространения признания и чести, которых удостоился святитель и чудотворец Спиридон по всему православному миру, но и вне него. Техника изготовления отличается от обычной местной или венецианской. Начертанные на них славянские надписи указывают имена жертвователей и указан год изготовления или пожертвования. Первая из них — большого размера, с выгравированной надписью по-славянски:
ХРИСТОФОРЪ И ТУЗЛИУЪ
ИЗ САРАЕВА
ПРИЛОЖИ
1862.
Вторая лампада являет собой круглый многолампадник, состоящий из девяти лампад с рельефной надписью по-русски старинным шрифтом:
СИЮ ЛАМПАДУ В ХРАМЪ СВ. СПИРИДОНИЯ НА ОСТРОВЕ КОРФУ
К МОЩАМЪ СВЯТИТЕЛЯУСТРОИЛИ СПИРИДОНЪ, ВИРГИНИЯ,
АРИСТИДЪ, МАРИЯ-РОЗА, ПЕТРЪ, ДИМИТРИЙ И АННА КОРОНЕЛЛИ
ЛАСХАЛИ ВЪ + 1868 ГОДУ.
Крест критян
Происходящий с Крита крест, перенесеннный критянами на Корфу после падения Кандии в 1669 году и подаренный французскими республиканцами (1797-1799) храму святителя Спиридона, сделан из перламутра и слоновой кости. Иоаннис Романос дает нам соответствующие сведения: «Заслуживает внимания в церкви (святителя Спиридона) находящийся драгоценный крест из черепашьего панциря и слоновой кости, Который беженцы-критяне после захвата турками их героической родины принесли на Керкиру вместе с богослужебной утварью, книгами и рукописями, спасенными от алчности варваров, и положили в церкви трех мучеников в Гарице; откуда он был похищен французскими республиканцами, грабившими святые храмы в поисках серебра и топлива, а затем был подарен ими храму святителя, чтобы таким образом хоть отчасти умерить негодование православных, выступающих против них с мириадами жалоб».
Начиная с XIX и до середины ХX в. крест критян использовался в крестном ходе с мощами святителя Спиридона в Великую Субботу; его нес, как другой Симон Киринейский, священник, шедший между святыми мощами и плащаницей. Сегодня крест помещен на северную стену храма, слева от амвона.
Самым старым из сохранившихся в храме богослужебных сосудов является святой Потир позднеготического периода, выполненный из серебра и позолоченный. Его изготовление относится к концу XV — началу XVI вв. Этот исключительный по своему качеству образец серебряного дела происходит из Германии (Виденбах). На верхней части чаши есть следующая надпись:
CALIX P(RO)PRIVS LAVRENCII PLEBANI IN WIDENBAСH FVNDATORIS HVIVS CAPELLE 1519,
Ровно под надписью расположены рельефные микроскопические изображения райских животных и птиц тонкой, высококачественной работы. Отличительная черта Чаши — хорошая и тонкая техника изготовления. Надпись не связана со святителем или его храмом, но упоминает имя первого владельца Потира — Лаврентия духовника, ктитора часовни в Виденбахе, а также год — 1519.
Среди прочих, меньшей значимости даров стоит упомянуть два золотых приношения большого размера. Первое — большая золотая лампада, которая висит перед входом в крипту святителя Спиридона. Это дар керкирского аристократа Николая Политиса, и изготовлена она в Венеции в 1672 году.
Второй дар — кадило из массивного золота, преподнесенное храму керкирской знатью в знак признательности святому за чудо избавления острова от османской осады 11 августа 1716 года. Изготовлено оно в Венеции в 1722 году.
Среди множества святых Евангелий (каларритского, русского, керкирского и др. происхождения и отличного качества) своим художественно тонким декором выделяется Евангелие каларритской мастерской. Оклад испещрен многоперсонажными сценами на различные темы из Ветхого и Нового Завета. В нижней части задней крышки есть три изображения святителя Спиридона: в центре святитель благословляющий, слева представлено чудо превращения змия в золото, а справа — чудо с черепицей, доказавшее триипостасность божества. Дарственная надпись гласит:
ПРИИМИ, ХРИСТЕ ЦАРЮ,
ПРЕДСТАТЕЛЬСТВОМ ИЖЕ ВО СВЯТИТЕЛЯХ ВЕЛИКОГО СПИРИДОНА
МОЛЕНИЯ НАШИ
РАБОВ ТВОИХ ФЕОДОРА, ГЕОРГИЯ, ИО(АННА) КИВЕТОСИ
ТОВАРИЩЕЙ НАШИХ 1789 ГОДА В МЕСЯЦЕ МАЕ.
Прекрасное шитое золотом творение обогащает все в целом приношения храма. Это старинный покров-балдахин ХVII века, предназначенный для крестных ходов с мощами святителя. Он выставлен в нижней левой стороне храма в витрине и представляет собой шелковую ткань багряного цвета, обильно расшитую золотыми и серебряными нитями. Основной сюжет — Господь с апостолами, за основание взято евангельское чтение: «Я есмь лоза, а вы ветви» (Ин. 15. 5). Это дар семьи Квартану, а на нижней его части изображен герб семьи. Внутри щита — рука, держащая букет с гроздью, розой и колосом, а на развернутом свитке написано:
ПЛОДЫ С БЛАГОУХАНИЕМ.
Изображение на гербе символизирует три плодоносных времени года: весну, лето и осень. Напротив вышеупомянутой витрины есть другая, внутри которой хранится богато украшенная большая храмовая сень, из резного дерева, покрытого сусальным золотом. Это образец высокого уровня резьбы по дереву ионических островов в стиле рококо, работа XVIII века. В храме также хранится и малая резная деревянная сень, исключительно тонкой работы и техники, возможно, того же самого периода.
Обе сени используются в богослужении: первая сень обносится внутри храма в Великую Пятницу, а вторая выносится на крестный ход утром в Великую Субботу, где следует за святыми мощами.
Завершая осмотр храма, взгляд паломника падает на герб российского императорского дома. Он располагается в нижней части храма, слева от южной двери и напоминает нам о том, что в 1800 году содействием русского адмирала Феодора Ушакова храм был взят под покровительство российского императорского дома.
В силу особого профиля и задач настоящего издания наш обзор ограничился самым общим, репрезентативного характера описанием, полагаем, однако, что он дает читателю возможность поближе познакомиться с историей святых мощей и храма, охватывая период более четырехсот лет.
Конечно, невозможно было подробно представить все богатство приношений, которые имеются в храме: старинные и новые, местного и зарубежного происхождения. Здесь мы должны добавить, что чем больше проходит времени, тем ризница храма все более обогащается новыми дарами благочестивых паломников и творениями, приобретаемыми благодаря деятельности каждого Распорядительного комитета. Дальнейшее внимательное и подробное исследование находится в руках специалистов и зависит от усердия и усилий каждого из нас. Здесь же мы же попытались удовлетворить требованиям издания и привлечь интерес тех читателей, которые захотят более подробной информации, к обстоятельному изучению источников и соответствующей библиографии.
Как доехать ?
Проезд от ст. метро Каменная горка:
троллейбусы: 13, 18, 21
автобус: 42