Что нужно для крещения ребенка в Минске?
Таинство Крещения заповедано самим Богом, Господь принял Крещение в реке Иордан. Отправляя своих учеников святых апостолов на проповедь, Христос сказал им о необходимости совершения крещения над новыми членами Церкви.
Апостолы, приняв заповедь о совершении крещения передали ее Церкви, которая сохраняет и исполняет эту заповедь на протяжении столетий и в настоящее время. Через это таинство каждый желающий может вступить в Церковь, войти в новую духовную жизнь, стать частью богочеловеческого организма, главой которого является Сам Бог.
В Крещении, как и в любом церковном таинстве, при внешнем совершении определенных действий священником на душу и тело человека действует божественная Благодать. Дух Святой освящает и благословляет приходящих в храм с открытым сердцем.
Когда я задаю приходящим на собеседование перед таинством Крещения вопрос: «Для чего вы собираетесь крестить своего ребенка?» — некоторые удивляются столь «странному» вопросу. «О чем это священник спрашивает?» — недоумевают они. А ответы на этот вопрос приходится слышать разные: «Чтобы наш ребенок не болел». — «Чтобы его не сглазили, не навели порчу». — «Ну потому-что все крещеные…».
Крещение является дверью в Церковь, семенем, которое должно расти и развиваться при деятельном участии крещеного члена Церкви. Мы крестим ребенка или взрослого человека для того, чтобы он жил с Богом, сохранял и поддерживал на протяжении жизни связь и единение с Творцом, который является для нас источником всех благ.
Итак, Крещение – это таинство, в котором крещаемый после ознакомления с догматами и основами Православной веры при трехкратном погружении в воду во имя трех Лиц святой Троицы получает очищение от своих грехов и возрождается в новую жизнь духовную и обновленную благодатью Божией.
Образ совершения Крещения выражен в следующих словах Спасителя: «если кто не родится водой и Духом, не может войти в царство Божие». Поэтому крещение совершалось и сейчас совершается над всеми вступающими в Церковь Христову посредством погружения в воду во имя Пресвятой Троицы.
Видимую сторону таинства Крещения составляют:
Святые отцы Православной Церкви говорят о том, что человек проходит через три рождения. Первое рождение – телесное, приведение человека из небытия в бытие. Второе – наше духовное возрождение в таинстве Крещения. И к третьему рождению относится будущее воскресение из мертвых. Само крещение изображает смерть Христа и Его тридневное воскресение. Об этом говорит троекратное погружение в воду. Предварительное изучение основ Православной Церкви перед проведением крещения называется оглашением. Крещение младенцев производится по вере родителей и крестных.
Русское название Таинства — крещение — свидетельствует, сколько глубоко осмыслен в нем момент приобщения к Церкви как акт принятия на себя христианином креста, в исполнение слов Спасителя: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мк. 8, 34).
Крещение совершается обычно в церкви или в помещении, которое называется «крещальня», — оно специально приспособлено для этого обряда. Таинство Крещения совершается священником. Но в некоторых случаях, когда этого требует неотложная нужда, это может сделать и верующий христианин, мирянин. Однако спустя какое-то время завершить таинство совершением Миропомазания должен все же священник. Мирской человек имеет право лишь три раза погрузить ребенка в воду с произнесением положенных слов, но не имеет права исполнять над ним весь обряд.
Священник трижды погружает крещаемого в купель с водой и произносит. В этот момент на крещаемого нисходит Святой Дух, очищая его от грехов. Он умирает для жизни плотской и возрождается для жизни духовной.
В Катехизисе говорится, что таинство — это священное действие, через которое тайным образом действует на человека благодать. Благодать в православии обретается через семь таинств: Крещение, Причащение, Миропомазание, Соборование, Таинство брака, Покаяние и Священство. Из перечисленных таинств три первых совершаются именно во время Крещения. Церковь учит: «Крещение очищает грешника от всех его грехов — первородного и произвольных — и вводит в царство благодати Христовой. Миропомазание сообщает ему божественные силы для укрепления и возрастания его к благодатной жизни.
Евхаристия (Причащение) питает его божественной пищей и соединяет с самим источником благодати. Самому таинству Крещения предшествует ряд приготовительных обрядов, которые необходимо знать современному человеку. Перед совершением обряда Крещения священник в белых одеждах, или диакон, обходит с кадилом крещальню или храм, воскуряя благовония.
В центре храма стоит купель с водой с горящими свечами. Первым у купели стоит священник, затем — крестный отец и крестная мать с ребенком на руках. Когда Крещение принимают взрослые, то они становятся у купели за священником, перед восприемниками. Первой читается молитва на освящение воды, затем священник трижды крестит эту воду и трижды на нее крестообразно дует, говоря после этого: «Да сокрушатся под знамением образа Креста Твоего все сопротивные силы».
Освятив воду в купели, священник должен крестообразно помазать ее елеем, для чего оливковое масло тоже освящается им. Затем священник крестообразно помазывает лоб, уши, грудь, кисти рук и стопы ног елеем.
После этого совершается непосредственно само таинство: повернув крещаемого лицом к востоку, священник погружает его трижды в купель со словами: «Крещается раб Божий (имя) во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. И ныне, и присно, и во веки веков. Аминь». «Аминь» произносится после каждого вынимания ребенка из воды.
Достав ребенка из купели, священник одевает его в белые одежды, заранее приготовленные восприемниками. В это же время на крещеного надевается нательный крест. Священник крестообразно выстригает пряди волос. Восприемники с ребенком обходят вокруг купели, после чего священник дает восприемникам и крещеному целовать крест. На этом обряд Крещения завершается. В церковные книги вносится запись о состоявшемся событии.
В церкви имя ребенка впервые произносится в первой молитве восьмого дня. Если имя родителями выбрано сразу, то молитва может быть прочитана и ранее, даже в первый день. При этом ребенка держат позади священника. Прочитав молитву в ознаменование наречения именем и осенив малыша крестным знамением, священник крестообразно поднимает его перед иконами.
Само крещение состоит из особых, установленных священнодействий и обрядов. Перед началом крещения, во время оглашения священник три раза крестообразно дует на лицо крещаемого, что выражает собой отгнание от него нечистого духа и дается место в этом человеке Духу Святому. Далее знаменует его крестом трижды и возлагает руку на его голову, что причисляет его к воинам Христовым.
Затем священник произносит ряд молитвословий и совершается отречение от дьявола, при этом крещаемый и крестные родители поворачиваются на запад. Запад это место видимой темноты, тьмы, в которой обитает дьявол. Отречение от дьявола является древней апостольской традицией. Далее происходит сочетание Христу. Само таинство крещения начинается освящением воды. Священнослужитель произносит молитвы, в которых испрашивается сошествие Святого Духа на воду для ее освящения. Непосредственно перед погружением в воду совершается помазание святым елеем, которое следует отличать от помазания святым миром, которое совершается после крещения.
Далее совершается обхождение вокруг купели. Это является выражением духовной радости. Кроме этого круг символизирует вечность, в которой человек соединяется с Богом. После этих действий священник переходит к совершению таинства миропомазания.
В заключение совершается крестообразное пострижение волос. Этим выражается послушание Богу, которое в будущем будет исполнять новый член Церкви. Остриженные волосы так же изображают первую жертву приносимую Богу. Существует традиция одевать светлые белые одежды после совершения таинства, выражая радость и чистоту новой духовной, обновленной во Христе жизни нового члена Церкви.
Как доехать ?
Проезд от ст. метро Каменная горка:
троллейбусы: 13, 18, 21
автобус: 42