Православное Богослужение разделяется на общественное и частное, смотря потому, где, кем, когда и как оно совершается.
Богослужение называется общественным, когда оно совершается при общем собрании верующих, в храме, освященном Церковью, совершается в узаконенное время, священнослужителями и по известному чиноположению.
Частным Богослужением называется такое Богослужение, которое совершается членом Церкви в своем семействе или наедине, вне общего собрания верующих, по собственному расположению верующего. В состав его могут входить разные благочестивые упражнения и действия, которыми являются, например, домашняя молитва утром, вечером, перед принятием пищи и после и по возможности перед началом и по окончании каждого дела.
Эти символы и обряды с самого начала истории человеческого рода часто были учреждаемы и утверждаемы Церковью. Так сам Бог благословил и освятил седьмой день миротворения и учредил жертвоприношения, чтобы человек ими благоугождал Ему. Принося жертву Богу, человек представлял себе свою собственную греховность и вместе поддерживал сознание, что смерть жертвы есть собственно им самим заслуженное наказание; и таким образом удостоверялся, что он находится в общении с Богом, и что это общение есть дело неизреченного милосердия Божия.
Кроме жертвы сам Бог принимал с благоволением от святых патриархов известные освященые молитвы, омовения, обеты, клятвы и др. С этого времени во все ветхозаветные времена человек искал примирения с Богом посредством Богослужения, выражавшегося в жертвоприношешях, указывавших имеющее некогда совершиться действительное искупление человека от наказания греха, проклятия и смерти, и подготавливавших к нему Ветхозаветную Церковь. Чинопоследование ветхозаветного Богослужения у народа Божия был определен со всеми подробностями самим Богом в законе обрядовом, данном Им через вождя израильского народа Моисея на Синае.
Через это Богослужение Бог входил в общение с человеком для сообщения ему даров, определенных обетованием и законом а человек, храня обетование и соблюдая предписания закона, предавал Богу в хвале и благодарности веру в грядущего Искупителя. И если Богослужение имело для Израиля умилостивительную силу, то не само по себе, а потому, что было прообразом той великой жертвы, которую некогда должен был принести Богу Отцу Богочеловек Иисус Христос, распятый на кресте за грехи всего Мира. От того с совершением этой жертвы обрядовое Ветхозаветное Богослужение потеряло всякое значение и дало начало другому Богослужению, Новозаветному, установленному самим Иисусом Христом в таинстве Евхаристии, которое Он завещал совершать в Его воспоминание, и в учреждении других таинств.
Ветхозаветное Богослужение, определенное законом, перед пришествием Спасителя, делилось на два вида: на Богослужение храмовое и Богослужение, которое совершалось в синагоге. Первое по преимуществу отправлялось в храме и составными частями его были: чтение десятословия и некоторых других избранных стихов Священного Писания, четыре определенные молитвы, благословение народа священниками, приношения и жертвы и, наконец, песнопения. Кроме храма, со времени Ездры, была синагога, в которой чувствовали особенную нужду иудеи, лишенные участия в храмовом Богослужении и не желавшие оставаться без общественного религиозного назидания. В эти устрояемые места Богослужения иудеи собирались по субботам для молитвы, пения, чтения Священного Писания, равно как для перевода и объяснения его рожденным в плену и незнавшим хорошо Священного языка.
Так Он обещает быть с верующими там, где собраны двое или трое во имя Его и пребыть с ними во все дни до скончания века. Он сам молится и иногда целую ночь, молится при пособии внешних видимых знаков, таких, как: возведение очей своих к небу, преклонение колен и т.д. Он побуждает к молитве и других, указывая в ней благодатное средство, делит ее на общественную и домашнюю, учит своих учеников и самой молитве.
Далее, Он возвещает новое свое учение Евангелия через живое слово, через проповедь и заповедает своим ученикам проповедовать его во всех народах, преподает благословение, возлагает руки и наконец защищает святость и достоинство дома Божия. А чтобы сообщить людям, уверовавшим в Него, Божественную благодать, Он устанавливает таинства, повелевая Апостолам крестить приходящих в Его церковь; во имя данной им власти, поручает им право вязать и решить грехи людей; особенно же между таинствами заповедует совершать, в Его воспоминание, таинство Евхаристии, как образ голгофской крестной жертвы.
Преемники Апостолов — пастыри и учители Церкви сохранили Апостольские постановления в отношении Богослужения и, на основании которых, во времена спокойствия, после ужасных гонений, на Вселенских и некоторых поместных соборах, определили письменно весь почти до подробностей постоянный и однообразный чин Богослужения, сохраняемый Православной церковью и до настоящего времени.
Вы можете подать записки для поминания в храм Спиридона Тримифунтского
Как доехать ?
Проезд от ст. метро Каменная горка:
троллейбусы: 13, 18, 21
автобус: 42