Похороны или христианское погребение это молитвенное последование, которое было установлено церковью при императоре Константине Великом. По словам Дионисия Александрийского, христианскому погребению обязательно предшествовало бальзамирование тела, умершему закрывались глаза, уста и только затем тело неслось по улице с зажженными свечами.
Когда человек умирает, когда его душа разлучается с телом, читается отходная собрание молитв, обращенных к Богу и Пресвятой Богородице с молитвой, которая произносится священником “На исход души”. Перед этим священнослужитель исповедует умирающего. Священник должен помочь вспомнить забытые или не исповеданные согрешения. После этого начинается чтение канона. Ранее существовала традиция, когда после смерти христианина в храме звонили в колокол, этим возвещая о преставлении усопшего.
Чин отпевания, совершаемый на похоронах, который еще называется погребением, по своей структуре напоминает панихиду и отличается от нее тем, что здесь присутствует чтение отрывка из Священного Писания, разрешительная молитва и прощание с умершим.
Начинается последование отпевания чтением 90-го псалма. В нем раскрывается переход в загробную жизнь верующей души. Этот псалом читается еще перед началом Божественной Литургии. Словами пророка Давида Святая Церковь выражает тот путь смерти, по которому прошла душа Христа. Далее молитвы продолжаются чтением или пением 17-й кафизмы, которая состоит из 118-го псалма, где описывается радость и блаженство душ праведников.
После 118-го псалма, который еще имеет название «непорочны». Созданный из ничего за нарушение заповеди господней человек возвращается в землю. Но и теперь он остается образом Божиим, несмотря на печать греха; и теперь продолжает просить Бога о милосердии, чтобы Он вернул ему через покаяние свою Божественную благодать. Далее поется особый заупокойный канон с припевом «Упокой, Господи, душу усопшего раба Твоего».
Жизнь человека описывается как бурное море, а смерть как путеводитель к тихому пристанищу. После этого священник просит Бога упокоить душу усопшего со святыми, где уже отсутствует болезнь, печаль, воздыхания, но есть жизнь бесконечная. После канона читаются погребальные стихиры, которые составил святой Иоанн Дамаскин. Это непрерывное свидетельство о суете всего, что может нас прельщать в этом мире и не оставляет нас после смерти.
Разрешительная молитва
В конце отпевания на похоронах, после чтения отрывка из Апостола и Евангелия, священник произносит разрешительную молитву. Словами этой молитвы усопший освобождается от запрещений и согрешений, в которых он раскаялся или которые не мог вспомнить во время исповеди, и душа усопшего уходит в загробную жизнь примиренной с Богом и со своими родными и близкими.
Во время каждой Божественной Литургии Церковь совершает молитву за усопших. Особенную важность представляют молитвы в первые сорок дней после смерти усопшего. При этом молитва должна быть не просто обрядом или внешним действием или долгом, а выражением нашей жертвенной любви и заботы об усопшем.
К сожалению, очень часто молитва произносится формально, в храме, бывает, не молятся, а просто присутствуют и не пытаются даже прислушаться к словам молитвы и пения. Поэтому следует не просто заказать записки об упокоении в храме или монастыре, но постараться сделать нечто большее. По учению Церкви состояние души умершего христианина способно изменяться благодаря молитве, милостыне и добрым делам в память о нем.
Церковь это богочеловеческий организм и каждый в нем имеет значение и представляет большую ценность, при этом все члены церкви находятся друг с другом в тесном союзе и единении, а так же с главой Церкви самим Христом Спасителем.
Помочь умершим мы можем так же очищая свою собственную душу и исполняя заповеди Евангелия. Когда мы заботимся о своем духовном состоянии, то наша молитва становится более действенной. Таким образом, взяв на себя определенный духовный подвиг, через личную молитву, посильный пост, посещение богослужений, участие в церковных таинствах, прежде всего Покаяния и Причащения, очищая свою душу, мы помогаем своим усопшим родным и близким. Или иными словами: чем светлее будет наша душа тем значительнее будет наша помощь умершим. Так мы сможем незримым таинственным образом вступать в общение с миром усопших. Усопшие ждут нашей молитвы о них.
Господь слышит наши молитвы об умерших. Особенную силу имеет молитва, которая совершается во время Божественной Литургии. Это богослужение приносит большую пользу душам усопших, которые получают облегчение и становятся ближе к Богу. В истории Церкви были случаи, когда умершие являлись своим близким и просили помолиться или благодарили за это.
Об этом все реже и реже можно услышать в настоящее время. После смерти родных и близких людей мы больше начинаем задумываться о смысле жизни, о прожитых годах, а может быть и о своем отходе в мир иной, ведь это ждет каждого человека. В дни траура родственники умершего человека не принимают участия в праздниках, отказываются от посещения театров и различных увеселительных мест, может быть не принимают гостей. Траур это выражение внешним и внутренним образом сокрушения об умершем.
Вы можете подать записки онлайн для поминания в храм Спиридона Тримифунтского
Как доехать ?
Проезд от ст. метро Каменная горка:
троллейбусы: 13, 18, 21
автобус: 42