Вместе с богослужебным и молитвенным поминанием усопших существует традиция проведения поминальной трапезы. Такой обычай связан с богослужебным уставом Православной Церкви. Поминальная трапеза проводится сразу после заупокойного богослужения, а также в девятый и сороковой дни после смерти усопшего. Перед началом вкушения пищи следует совершить заупокойную литию.
Трапезу обычно начинают с вкушения кутии, которая освящается священнослужителем в храме или же просто перед вкушением ее можно самостоятельно окропить святой водой. Кутию или коливо можно приготовить из риса или пшеницы с добавлением на выбор меда, мака, изюма, инжира. Пшеница и мед, используемые для приготовления кутии имеют особенное символическое значение. Пшеница – как зерно, которое полагают в землю, и она потом вырастает, – приводит нас к мысли о будущем воскресении усопшего. Сладкий мед символизирует радостную блаженную жизнь в Царстве Небесном. Кутия должна быть освящена заранее в храме. Все присутствующие должны съесть немного колива.
Желательно, чтобы поминальный стол был сдержан в количестве и разнообразии блюд и спиртных напитков. К сожалению, приходится наблюдать, как поминки превращаются в шумное собрание родных и близких людей, пришедших поболтать и принять пищу, где совершенно забывают об усопшем. Правила святых апостолов предписывают не употреблять спиртные напитки во время поминальной трапезы. Вино – это символ радости, а проведение поминального стола соответствует несколько иному душевному настрою и расположению.
Совершенно не нужно ставить на стол или возле иконы пищу или спиртное “для усопшего” – все это имеет прямое отношение к язычеству и никак не связано с христианскими традициями. Важно помнить и о постных днях, в дни Великого поста лучше переносить поминки с буднего дня на субботу или воскресенье.
Умершие не погибают и не превращаются в небытие, но их ждет будущая вечная жизнь. В третий день после смерти совершаются третины с приношением Богу пшеничных семян, соединенных с другими плодами. Потому что человек, как семя, как плод из земли, полагаемый в землю, как пшеница, вновь восстанет благодаря божественной силе и будет приведен ко Христу живым и совершенным.
Как малейшее семя, погребенное в земле, вырастает впоследствии и приносит обильный, зрелый плод, так и человек, предаваемый смертью земле, вновь восстанет. Об этом так же говорит святой апостол Павел, изображая воскресение тела, сравнивая его с семенем.
Поэтому мы приносим не одну пшеницу, но и многие другие семена и даже вино от виноградных ветвей. Эти же дары мы приносим в память святых. Христос – единый и истинный Хлеб, который сам себя называл Хлебом. И по этой же причине в таинстве Евхаристии применяется хлеб пшеничный. Августин пишет: «древние христиане имели обычай приносить на могилы умерших хлеб, мясо и вино, не для того, чтобы умилостивить Бога или насытить души усопших, как манихеи ложно злословят, но чтобы этой жертвой удовлетворить церковнослужителей и нищих и тем возбудить в них усердие к принесению молитв за усопших».
В завершение поминального обеда поется «Вечная память». Не случайно поминки начинаются и завершаются молитвой, считается, что поминальная трапеза является продолжением богослужения. Хорошо, если в помещении, где проводятся поминки будет находится икона, горящая свеча или лампада.
Вы можете подать записку онлайн для поминания в храм Спиридона Тримифунтского
Как доехать ?
Проезд от ст. метро Каменная горка:
троллейбусы: 13, 18, 21
автобус: 42